Сердечный доктор

Читать «Сердечный доктор»

0

Леонид Бененсон

Сердечный доктор

Серия «Я научу Вас жить долго»

© Бененсон Л. И., текст, 2017

© Башкатов А., фото, 2017

© ООО «Издательство «Э», 2017

© Тихонов М. В., фото, 2017

* * *

Бененсоновские птенцы

Что можно написать о солнце? Оно светит, греет, без него нет жизни. И меня бы не было.

Что можно написать о родителях? Я их продолжение. Без них меня бы не было.

Что можно написать о любимом Учителе? Если бы его не было, я бы все равно была, но это была бы не я.

Я лишь одна из многих. Нас десятки, а может быть, сотни. Мы – ученики Леонида Израильевича Бененсона. Нам повезло. Судьба привела нас, вчерашних студентов медицинских вузов, в ничем не приметную маленькую московскую клинику – 11-ую больницу. Везение заключалось в том, что одновременно с нами в эту больницу пришел новый главный врач – Леонид Бененсон. Наверное, это самая харизматичная личность, которую я встречала в своей жизни. Энергичный, умный, прекрасно образованный, полный планов и идей! С ним было всегда интересно, иногда страшновато: казалось, что громадье его замыслов невозможно воплотить в жизнь. Но у Бененсона всегда все получалось. За несколько лет он превратил обычную городскую больницу в научно-медицинский центр, где были сконцентрированы лучшие кафедры, лучшие специалисты, лучшая медицинская техника… Нас, желторотых птенцов, он растил и воспитывал в лучших медицинских традициях: мотивировал постоянно учиться, осваивать новые методики, читать специальную литературу; мы всегда работали коллегиально, помогали друг другу, учились друг у друга. Самое главное, чему учил нас любимый главный врач – служить своим больным, делать все возможное и даже невозможное для облегчения страданий, всегда осознавать ответственность за своего пациента, за свою работу.

Когда Бененсон уходил на пенсию, мы подготовили для него песню «Больница молодости нашей», немного изменив слова спортивного хита Пахмутовой и Добронравова. Из песни, как говорится, слова не выкинешь. Эти слова – свидетельство того, чем был для нас главный врач Леонид Израильевич Бененсон:

Мы вместе вот уж скоро четверть века —Гордиться можно пройденным путем.Мы любим Вас – Врача и Человека.К чему грустить? Мы вместе. Мы поем —Тебе судьбу мою вершить,Тебе одной меня судить,Больница молодости нашей,Больница, без которой нам не жить.А шевелюра Ваша все белее,И мудрость, словно осень, настает.Мы все за дело общее болеем,Пусть нас звезда счастливая ведет.Тебе судьбу мою вершить,Тебе одной меня судить,Больница молодости нашей,Больница, без которой нам не жить.Как жаль, что расставаться надо скоро,Но бег часов нельзя остановить…Придут честолюбивые дублеры —Дай Бог им лучше нашего лечить.Тебе судьбу мою вершить,Тебе одной меня судить,Больница молодости нашей,Больница, без которой нам не жить.На верность проверяются таланты,Нам есть, за что судьбу благодарить,Мы с Вами навсегда одна команда —Команда, без которой нам не жить.Да, Ты судьбу мою вершил,Да, Ты один меня судил,Мой Главный Врач, который лучшеВсех тех, кто еще будет и кто был!Да, не пугают нас года,Да, с нами вместе навсегдаНаш Бененсон, который знает:Прощаться мы не будем никогда!

Тогда, 10 лет назад, мы даже не представляли, какой мощный пророческий смысл был заложен в одной только строчке – «На верность проверяются таланты». Мы не знали, что нам, любимым ученикам Бененсона, придется не просто продолжать дело его жизни, но и сражаться за право лечить самых тяжелых, практически безнадежных больных.

Уже давно Леонид Израильевич не руководит созданной им клиникой, но и сейчас в его дом, как в родное гнездо, слетаются ученики: рассказывают о своих успехах и проблемах, общаются, поют под гитару и чувствуют себя, как в юности, спокойно и защищенно. Рядом Учитель. Значит, все будет хорошо. Он смотрит на нас и улыбается: «Какие же вы птенцы? Орлы!»

Точно, орлы. Была у нас и такая песня, на мотив песни Дунаевского и Лисянского «Дорогая моя столица», называлась «Бененсоновские птенцы»:

Это было давно, наверное, —Несказанно нам всем повезло:Нас, когда были мы интернами,Взял могучий орел под крыло.Он птенцами теперь гордится:Все они – его мыслей гонцы!Бененсоновская больница,Бененсоновские птенцы!Он орлят научил быть смелыми,Он трусливых всегда презирал.Души чистые, мысли белыеОн от грязи оберегал!Мог порою на них рассердиться —Он же всем им годился в отцы.Бененсоновская больница,Бененсоновские птенцы!Показал им просторы синие,Научил их летать высоко,Чтобы стали орлята сильными,Чтобы в небе им было легко.Быстро выросли гордые птицы,Высоко поднялись молодцы! —Бененсоновская больница,Бененсоновские птенцы!Не покинут родной обители,В страны дальние не улетят,Чтут орлы своего учителя,Желторотых орлят растят…Ими может гордиться столица,В адрес их, что ни день, – похвалы!Бененсоновская больница,Бененсоновские орлы!

Вы держите в руках книгу, где собраны драгоценные крупицы бененсоновской мудрости. Той самой мудрости, которая дает силы жить, творить и верить в лучшее.

Мне радостно осознавать, что вы, дорогие читатели, приобщитесь к откровениям великого Врача, получите от него заряд оптимизма и здравомыслия.

Слово настоящего врача может исцелять больного. Слово Бененсона обладает огромным целебным потенциалом! Убедитесь в этом сами.

Ольга Демичева,врач-эндокринолог, член EASD, ученица и коллега Леонида Израильевича Бененсона

От автора

Самый главный секрет долголетия

Когда мне предложили написать эту книгу, согласился не сразу. Задумался: что я, отставной главный врач, 80-летний человек, могу сказать такого необычного и малоизвестного, что будет интересно и полезно современным читателям? Чем могу я поделиться с вами, чтобы сделать вашу жизнь хоть немного легче, радостнее, лучше?

Старая пословица гласит: «Если бы молодость знала… Если бы старость могла…» Очевидно, мне выпала уникальная возможность – поделиться с вами знанием, дорогие мои читатели. Знания и опыт нельзя передать по наследству, нельзя выдать как лекарство, по рецепту. Их можно лишь предложить, порекомендовать. Каждый может взять столько, сколько захочет, каждый может выбрать то, что ему интереснее и ближе.

В медицинской науке особым вниманием пользуются результаты многолетних наболюдательных исследований, их называют проспективными. За долгие годы работы врачом я имел возможность провести уникальное проспективное наблюдение: изменение во времени принципов и способов оказания медицинской помощи тем, кто хуже всего поддается лечению: тяжелых хроников, неизлечимых больных, глубоких стариков с сочетанными прогрессирующими болезнями. Сейчас таких больных называют паллиативными. В начале моей работы врачом я даже не знал этого слова. Но были другие слова: сострадание, милосердие, ответственность. Они и служили мне маяком в профессии.

Во все времена медицина стремилась продлить человеческую жизнь. Высокая средняя продолжительность жизни – свидетельство успешной системы здравоохранения страны. Этот показатель зависит не столько от качества лечения болезней, сколько от качества жизни людей. Если мы стремимся к массовому долголетию, очень важно сделать долголетие качественным. Даже глубокие старики должны жить, а не доживать свою жизнь. Только в этом случае долголетие обретает позитивный смысл.

Глубокий смысл обретения долголетия не только в том, чтобы жить до 100 лет, но и в том, чтобы жить полноценно и достойно до глубокой старости.

Что же такое долголетие? И кому оно предназначено?