Два игрока на одном поле мозга

Читать «Два игрока на одном поле мозга»

0

Два игрока на одном поле мозга

Стивен М. Косслин, Дж. Уэйн Миллер

TOP BRAIN, BOTTOM BRAIN:

Surprising Insights into How You Think

Stephen M. Kosslyn, Ph. D. and G. Wayne Miller

Copyright © 2013 by Stephen M.Kosslyn.

Originally published by Simon&Schuster, Inc.

© Епимахов О., перевод на русский язык, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

Перевод на русский язык О. Епимахова

Художественное оформление Н. Дмитриевой

Два игрока на одном поле мозга / Стивен М. Косслин, Дж. Уэйн Миллер; [пер. с англ. О. С. Епимахова]. — Москва : Издательство «Э», 2016. — (Психология. Лабиринты мозга).

ISBN 978-5-699-83611-6

НЕ ПРИСТРАСТЕН ЛИ РАЗУМ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ О САМОМ СЕБЕ?

КТО ВЫ? ИНИЦИАТОР, ВЕДОМЫЙ, ПОБУДИТЕЛЬ ИЛИ АДАПТЕР?

ВАШИ МЫСЛИ, ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ ЗАВИСЯТ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ МОЗГА.

Деление на «аналитическое» левое и творческое» правое полушария — только одна из гипотез. Новая когнитивная теория смотрит на работу мозга под иным углом зрения. Она объясняет, как человек воспринимает окружающий мир, и как он взаимодействует с другими людьми.

Авторы книги Стивен М. Косслин и Дж. Уэйн Миллер проводят эксперименты и делают сенсационные умозаключения, мотивируя читателя продолжить дальнейшее изучение тайн мозга.

Стивен Кесслин — известный американский психолог, один из пионеров исследования воображения в когнитивной психологии. В этой книге он предлагает вниманию читателя оригинальную авторскую классификацию "когнитивных режимов". По его мнению, она основана не на популярном в психологии и нейронауке разделении особенностей обработки информации левым и правым полушариями мозга, а на идее относительного вклада в регуляцию нашей активности его "верхних" и "нижних" отделов, соотносимых с планированием действия и с обработкой контекстной информации.

Мария Фаликман, доктор психологических наук, руководитель, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке

ИЗ ЭТОЙ КНИГИ ВЫ УЗНАЕТЕ

Почему распространенное деление мозга на левое и правое полушарие слишком упрощенно описывает его работу — глава 1

В чем состоит теория когнитивных режимов, которая базируется на делении мозга на верхний и нижний — главы 2, 3

Как возникла и развивалась теория когнитивных режимов, какие ошибки были допущены и исправлены — глава 2

Как функционируют верхний и нижний мозг и как мы используем это в повседневной жизни — главы 2, 4, 6

Какие удивительные случаи из истории нейробиологии доказывают, что деление мозга на верхний и нижний правильно — глава 6

Что происходит, когда верхний мозг задействуется больше нижнего и, наоборот, нижний больше верхнего — главы 1, 7

Что такое когнитивные режимы и как они связаны с тем, насколько задействованы верхний и нижний мозг — главы 1, 7-12

Чем отличаются люди, у которых доминирует один из четырех когнитивных режимов: действия, восприятия, стимулирования, приспособления — главы 9-12

Как определить свой доминирующий когнитивный режим и как это может решить многие проблемы с общением, работой и т.д. — глава 13

* * *

Робину, Джастину, Дэвиду и Нилу — все они преподали мне многое о режимах мышления.

СМК

Мэри и Дьюку Райт, самым большим моим помощникам с самого начала.

ДУМ

Предисловие. ЗАЧЕМ НУЖНА ЕЩЕ ОДНА КНИГА О МОЗГЕ?

Возможно, настал золотой век книг о мозге. Зайдите в книжную лавку или откройте интернет-магазин, и вы обнаружите огромное количество книг, исследующих роль мозга в работе, отношениях, творчестве, эмоциях, самореализации и в чем угодно еще. О мозге рассуждают нейрофизиологи, психологи, тренеры личностного роста и многие другие специалисты. Предлагаются разные теории и идеи. Многочисленные авторы дают советы, как расширить наши знания, навыки и способности и как улучшить производительность мозга, — и все они так или иначе обещают нам улучшение жизни. Естественно, возникает вопрос: а зачем нужна еще одна книга о мозге?

На самом деле наша книга не похожа на другие. Здесь описана новая, научно обоснованная теория о функционировании и механизмах мозга, основанная на серьезном анатомическом различии, часто упускаемом из виду. Теория когнитивных режимов, которую мы рассматриваем в этой книге, построена на выводах, вытекающих из десятилетий исследований, которые по большей части оставались известными только в научных кругах.

За представлением о когнитивных режимах стоит общий способ мышления, объясняющий, как человек воспринимает окружающий мир и как он взаимодействует с другими людьми. Насколько нам известно, это первый случай, когда подобные научные результаты систематически доводятся до широкой аудитории.

Мы многое почерпнули из ошибок прошлого, например, из тех заблуждений, что были связаны с делением мозга на левое и правое полушарие. Книга развенчивает этот доминирующий последние полвека миф о мозге — историю надуманного великого раздела между «аналитическим и логическим» левым полушарием и «художественным и интуитивным» правым. Хотя левая и правая половины мозга действительно имеют немного разные функции, это различие не имеет ничего общего с распространенным представлением о нем. Чтобы в дальнейшем избежать ошибок прошлого, мы кратко рассмотрим, как эта модель получила столь широкое распространение в массовой культуре и почему она научно несостоятельна.

Наша теория не стала жертвой проблем, свойственных упомянутой выше модели отчасти потому, что мы не согласны с идеей топорного деления мозга на несколько крупных частей, функционирование которых описывается независимо. Скорее, мы подчеркиваем системность, взаимосвязь работы различных областей мозга.

Мы рассчитываем, что эта книга будет понятна обычному читателю, но также надеемся, что она повлияет и на научное сообщество. После стремительного появления нейровизуализации (так называют методы сканирования мозга) в середине 1980-х исследования психики и мозга стали в меньшей степени основываться на теориях. Хотя нейровизуализация служит ценным инструментом в современной нейронауке, ее не всегда используют эффективно. Нередко исследователь просто просит испытуемых выполнить какую-то когнитивную задачу (например, поиграть в шахматы или подумать на определенную тему), параллельно регистрируя их мозговую активность, а затем делает вывод о том, какие структуры мозга задействованы в решении этой задачи. Такой подход в корне отличается от подхода, традиционного для науки, при котором исследователь проверяет в эксперименте гипотезу, основанную на определенной теории. Классический подход необходим, поскольку наука развивается за счет совершенствования предлагаемых теорий, и именно поэтому так важно, чтобы теории разрабатывались и проверялись.

В этой книге мы стремимся вернуться к управляемой гипотезами традиции научного исследования, предлагая новую, убедительную и понятную, теорию, которая поддерживается эмпирическими данными.

Мы напоминаем читателю, что имеем дело с находящимся в разработке теоретическим подходом и что