2 страница
распоряжения на наступление,  плохим состоянием дорог, перегруженностью общих дорог  одновременным маршем 133-й дивизии, 30-й и 19-й бригад,  отсутствием связи между подразделениями, что в целом усложняло общую координацию    между соединениями. И в этой связи, интересен факт боевого донесения 521-го стрелкового полка 133-й дивизии, который двумя батальонами   уже переправился на западный берег  Оки и достиг  западных и южных окраин  БОЛЬСУНОВО. В донесении  командира полка Геннадия Власова- Врид комдиву Якову Вронскому было прямо указано,  что на 14:30  19-я стрелковая бригада на западный берег не переправилась, и по сути левый фланг   полка был  открыт для противника. Сопоставляя различные документы, я пришел к выводу,  что 2-й и 3-й батальоны выступили последними после 133-й дивизии и переправились на западный берег около 14:50-15:00 дня. Медленному продвижению способствовала плохая видимость из -за снегопада, глубокий снег, а также  усталость людей после трудного марша. Так или иначе, но задержка наступления на 2-3 часа, в свою очередь дала противнику возможность поднять солдат по тревоге и усилить северные и восточные  окраины Кузьмищево выдвижными пулеметными и минометными расчетами.


   Вот какую характеристику Кузьмищево дал командир бригады  в журнале боевых действий. Запись от 16 декабря 1941 года:


«Кузьмищево- один из сильных опорных пунктов на р. Ока, который по своему тактическому расположению является «воротами» к г. Тарусса и на запад. По топографическому расположению, опорный узел сопротивления. Кузьмищево должен был удерживать наступление на фронте семь километров. Сама река являлась долиной  обстрела (и смерти). В силе данного узла противник не сомневался и гарнизон его состоял из 180 автоматчиков на самокатах, двух легких танков ( как подвижные бронированные огневые точки) 12см. пулеметов, 6 орудий ПТО (примеч. противотанковой обороны), 3 минометных батарей 81,5 мм, до 800 штыков, поддержанных батареей дальнобойной артиллерии из Тарусы. Укрепления д. Кузьмищево состояли из ИДЗОТов на основных подступах, все жилые и нежилые постройки использовались как укреп- укрытия. На подступах к деревне- окопы и проволочные заграждения в два кола, немецкий забор »


    Несомненно, что первичные разведданные легли в основу данной записи. Кроме того, накануне общего наступления в ночь на 8 декабря была  произведена разведка, в составе усиленного взвода 160-го отдельного разведывательного батальона,  которая  выходила на дорогу ИГНАТОВСКОЕ – ТАРУСА, где встретила организованное сопротивление противника, завязала короткий  бой, но отступила из- за действий немецких минометных расчетов со стороны Тарусы. Похоже на то, что  разведчики наткнулись  на немецкое  боевое охранение дороги и дальше продвинуться не смогли. Учитывая эти сведения, можно прийти  к выводу о том, что армия  разведданными  относительно основных укреплений Кузьмищево и Игнатовское обладала еще до наступления и эти данные также сыграли свою роль при составлении плана прорыва обороны противника.


    Немец умел воевать и на участке фронта от Больсуново до Игнатовское каждая деревня, за короткое время им была превращена в сильный самостоятельный опорный пункт. Дороги между деревнями чистились  тракторами, все значимые высоты оборудовались пулеметными  и минометными расчетами, вдоль дороги Кузьмищево – Волковское по опушке леса были сформированы минные поля, так что все эти меры позволяли  не только оперативно подвести подкрепления к каждому населенному пункту, но и  удерживать их в течении многих дней. Если еще учитывать, что в октябре  со стороны  БЕХОВО 630-й стрелковый полк  уже безуспешно пытался контратаковать немецкие части, то немцы наверняка нападения с БЕХОВО ждали и к нему тщательно готовились.  Сама деревня  по своему стратегическому положению  прикрывала дорогу из Тарусы на Исканское и Селиверстово, что позволяло  безопасно вывести Тарусскую группировку на резервный фронт ОСТРОВ-ГОСТЕШЕВО-РАДЕНКИ–ЛЬГОВО, либо получить подкрепление с запада, потому противник держался в Кузьмищево до последнего, обеспечивая отход  основных  сил к 18 декабря.


     А тем временем, бой 1-го стрелкового батальона за подступы к юго- восточной стороне  Кузьмищево, начавшийся около 15 часов дня  оказался ожесточенным. Так, в боевом донесении №7 от 16 декабря, время  16:45: « 1/19 наступая с Бехово на Кузьмищево остановлен пулеметным  огнем  до 12 пулеметов из Кузьмищево и минометным огнем  с западной окраины Кузьмищево. В течении  двух часов  ведется бой. По неточным данным убиты 5 человек, раненых 75 человек. Батальон наступает при поддержке 32 ГОМД. По деревне дано два залпа. Батальон достиг вост. берега р. Ока .1 рота находится в 500 метрах от юго-восточной окраины Кузьмищево.»  Эта  скупая информация в недостаточной мере передает реальное положение дел  1- го батальона, и я   вынужден обратиться к журналу боевых действий бригады, для получения  более конкретного описания .     При этом,  я обратил внимание на то, что запись в журнале от 16 декабря не содержит подробную информацию об описании наступления. Возможно то, что она была сделана накануне или же днем  17 декабря. Более того, согласно  записи атака  бригады на д. Кузьмищево была не 16-го, а 17 декабря, хотя боевые  донесения опровергают  это. Вот эта запись от 17.12.41., выполненная карандашом.


« не имея точных данных о противнике и не имея время на организацию командирской разведки 19 сбр с хода  от д. Конюшино развернулась и вступила в бой с противником нанося главный удар правым флангом 2м и 3м батальоном через д. МИТИНО на северо восточную окраину КУЗЬМИЩЕВО , сковывая перед фронтом КУЗЬМИЩЕВО 1-м батальоном. Для освещения и прикрытия левого фланга был выброшен развед. отряд в составе РР и двух взводов автоматчиков  который к исходу дня ворвался на сев. запад. окраину КУЗЬМИЩЕВО и завязал уличный бой. 1 батальон действуя в лоб успеха в продвижении не имел и был скован на подступах к Кузьмищево сильным пулеметным минометным и артиллерийским огнем противника . 2 и 3 батальоны из за плохой видимости (сильный снегопад) потеряв ориентировку к моменту завязки боя 1-м батальоном и разведотрядом к указанному месту не вышел  в результате чего РО и 1-й батальон через 4 часа боя  отошли на исходные позиции, понеся большие потери. В этом бою погибли смертью храбрых командир РР и комиссар РР, командир роты автоматчиков и роты ПТР и др. командиры и политработники. Разведотряд потерял 70% своего состава».


          Запись удивительным образом описывает события, прошедшие днем ранее, т.е.16 декабря.  Мой вывод основан на следующем: во-первых, в ней  содержатся данные, схожие  с боевым донесением от 16:45 часов, в части безуспешных действий 1 – го батальона. Во- вторых,  снегопад был только 16 декабря, 17 и 18 числа была пасмурная погода без осадков. Это подтверждается оперативными  сводками армии и сводками 133-й дивизии за 17 и 18 декабря. В -третьих,  информация о 3-м батальоне, который потерял ориентировку совпадает со сводкой от 17.12.41