2 страница
сложно, ведь то, что та или иная эпидемия вот-вот нагрянет, было очевидно, даже я писал об этом в своих предыдущих книгах.

Зоонозные инфекции в человеческой среде ведут себя очень агрессивно.

Так или иначе, новый коронавирус пошел из китайского города Ухань. То ли с местного рынка, где «гурманы» отведали некоего муравьеда, который предварительно заразился от «хризантемных» летучих мышей, то ли, как многие считают по-прежнему, в результате утечки из расположенной там крупной бактериологической лаборатории. Китайский офтальмолог доктор Ли в конце ноября первым обратил внимание на пациентов с тяжелой одышкой и высокой температурой. Он забил тревогу, привлек внимание властей к новой и неизвестной болезни. И вскоре сам от нее же и умер – первый врач, погибший от первых «выстрелов» в этой войне вируса и человека. Китайцы чуть припозднились с введением карантинных мер: к их началу из Уханя разъехались 5 млн человек на встречу китайского Нового года с родственниками и друзьями. А вскоре полыхнуло и по миру. Самолеты, как мухи, разнесли инфекцию, круизные лайнеры оказались идеальными инкубаторами инфекции… Традиционная новогодняя распродажа в Милане, привлекшая тысячи китайцев, обратилась кошмаром для итальянцев, в США в феврале возвратились из зимних отпусков полмиллиона жителей чайна-таунов. Россия держалась дольше других, но и у нас с конца марта пошел быстрый рост заболеваемости, к счастью, с минимальной по сравнению с другими странами смертностью. В итоге по миру миллионы инфицированы и сотни тысяч смертей. Ужас-ужас?! Да, конечно. Только тут все не так линейно просто…

Глава 2

Цыплят по осени считают

Я специально не привожу тут цифры. Во-первых, к моменту выхода этой книги они устареют, во-вторых, нет ничего более неточного, чем статистика: «Есть ложь, есть чудовищная ложь, а есть статистика». Когда мы говорим о числе инфицированных, мы подразумеваем число людей с положительными результатами тестов. Значит, это число прямо зависимо от количества проведенных тестов. Понятно, что людей, которые перенесли коронавирус или были инфицированы, на порядок больше, чем зарегистрировано. Ведь в подавляющем большинстве случаев ковид протекает в очень легкой форме банального ОРЗ или и вовсе бессимптомно. Хоть какое-то представление о динамике распространения может дать соотношение количества проведенных тестов на число вновь выявленных тестов. Однако истинный масштаб мы сможем узнать только после того, как людям станет повсеместно доступен анализ крови на антитела, которые указывают на то, был коронавирус в организме или нет. Приблизительно мы можем предположить, что болеющих в легкой форме или бессимптомно в 10–20 раз больше, чем зарегистрировано.

Со смертностью тоже подходы в статистике у многих разные. Кто-то считает общее количество инфицированных и считает процент смертности от этой цифры (смертность инфицированных), кто-то считает процент заболевших людей, с симптомами, кто-то – от числа госпитализированных. Учитывая, что и показания к госпитализации во всех странах в разные моменты эпидемии разные, то путаница налицо. Ну и главный вопрос про смертность: больной умер «от ковида» или «с ковидом»? В той же Италии в смертность «от ковида» записывали все случаи смертей больных с положительным тестом на коронавирус, какая бы истинная причина смерти ни была: инфаркт, инсульт, кровотечение или онкология. Особенностью ковида является то, что в подавляющем числе случаев от него умирают совсем пожилые люди, как правило, с букетом хронических болезней. В той же Италии из многих тысяч смертей пожилых людей почти у всех было сочетание двух или трех серьезных болезней. Знаете, у скольких умерших пожилых людей не было ни одного серьезного хронического заболевания? У трех! Всего у трех на 17 тыс.

Мы уже сказали, что жертвой ковида становятся в первую очередь пожилые и ослабленные люди. Заражаются чаще молодые, а вот гибнут от этой болезни в подавляющем числе случаев пожилые: средний возраст

Бесплатный фрагмент закончился.
Хотите читать дальше?
Досье на вирус. Бой с тенью, которая постоянно меняет свои размеры, форму и свойства