2 страница
устанавливал на колоду продольные параллельные друг другу деревянные линейки, на которых пчелы выращивали соты. Когда наступало время медосбора, их можно было вытащить, аккуратно подрезав с боков. В таких ульях пчелиные семьи удавалось сохранять по много лет.

Как добывали мед в старину

Перед тем как появиться в розничной продаже в какой-нибудь лавке или превратиться в ароматную медовуху в корчме, мед проходил через цепочку перекупщиков. Во главе стоял купец, у которого была большая наработанная клиентура пасечников. Он скупал готовый на продажу мед, причем старался это делать как можно раньше, в самом начале сезона, когда колоды с пчелами еще стояли на пасеках.

В зависимости от региона сезон сбора меда растягивался от начала июня до конца июля. Первыми его собирали пасечники Кавказа и Туркестана, последними – Урала и Русского Севера.

Обязательно заключались договоры на поставку, которые почти никогда не нарушались. Купец и пасечник долго торговались и в итоге «били по рукам». Это и являлось заключением договора. Купеческое слово стоило дороже любой бумаги с печатью.

За мед-сырец купец платил примерно три рубля серебром за пуд, сотовый мед уходил по три рубля с полтиной. Последний пользовался большей популярностью, но его продавали совсем немного.

Вообще, цены разнились в зависимости от региона. В 1855 г. в южных российских губерниях цена на мед в сезон была примерно два целковых с полтиной серебром за пуд, а через год поднялась почти до четырех с половиной серебром. Процесс получения меда раньше назывался выбиванием.

Не все производители торговали своим товаром еще до начала его выбивания. Некоторые продавали мед уже после изъятия и часто оставались с большей выгодой, чем другие. В этих случаях перекупщикам оставалось только покупать уже готовый мед в бочках.

Обязанностью купца было обеспечить пасечников специальными бочками, кадками и серниками – холстинами, пропитанными расплавленной серой, с помощью которых замаривали (а если называть вещи своими именами – убивали) пчелиную семью.

Серник поджигался, и струя едкого дыма направлялась в специальное отверстие в колоде. Все остальные отверстия, включая леток, при этом плотно закрывались. Для того чтобы семья погибла, хватало получасового окуривания.

Затем ульи с погибшими семьями свозились к месту непосредственно выбивания. Занимались выбиванием специально обученные люди, получавшие за свои труды две копейки с каждой выбитой колоды.

Процесс выбивания происходил следующим образом. Специальную толстостенную медовую кадку устанавливали на ровный участок земли без верхней крышки. Над ней – козлы. С колоды снимали дно и высыпали основную часть пчелиного подмора, затем два человека брали ее с обеих сторон и с размаху опускали на подготовленную кадку. Причем не просто опускали, а били колодку о козлы над кадкой. От удара соты отрывались и падали внутрь вместе со всем содержимым: пергой, расплодом и частично оставшимися на сотах мертвыми пчелами.

После наполнения кадки ее содержимое переливали в большую по размеру бочку и снова устанавливали под козлы. В бочках мед уплотняли деревянными кольями, то есть давили и перемешивали все вместе: мед, мертвых пчел, воск и пергу, личинки и пчелиные яйца. Бочки не наполняли до краев, чтобы всплывший вверх воск не сорвал крышки, закупоривали и в таком виде хранили.

Вся эта малоаппетитная смесь называлась медом-сырцом, и именно в таком виде его приобретали купцы. Сырец продавался дальше по цепочке посредников и попадал в руки очистителей меда.

Мед очищали осенью, выбрав для этого погожий день. Процесс был предельно прост: бочку с сырцом устанавливали на козлы и в днище просверливали маленькое отверстие. Мед начинал стекать в заранее подставленную посуду. Первое ведро спущенного сладкого густого вещества считалось наивысшего качества. Остальные – обычного. В холодные дни загустевший мед плохо стекал из бочки, в этом случае процедуру проводили в натопленной бане.

Стоит отметить, что пасечники не весь мед превращали в сырец. Часть его аккуратно доставали из колод вместе с сотами и продавали по спецзаказам или же оставляли для личных целей. В свободной продаже сотового меда в дореволюционной России почти не было.

Оставшийся после спуска меда восковой лом переплавлялся в восковые бруски, подвергаясь многократной очистке. Воск в те времена применялся куда более широко, чем сейчас.

Современное пчеловодство

В конце XVIII–XIX вв. количество пчелосемей на каждого бортника, да и количество самих пчеловодов сократилось. Причиной стало стремительное развитие сахарной промышленности. Сахар из тростника варили в больших количествах. Он был доступным для среднего класса. Кроме того, производить хмельные напитки стали на иных видах сырья.


Рисунок 4. Один из первых рамочных ульев


Однако настоящее открытие в пчеловодстве в XIX в. упростило работу с пчелами и удешевило получение меда. Это был рамочный улей (рис. 4).

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Содержание большого количества пчелиных семей стало малорентабельным из-за большой трудоемкости производства меда и других продуктов пчеловодства.

Авторство приписывается российскому пчеловоду украинского происхождения Петру Ивановичу Прокоповичу Первый разборный рамочный улей он построил в 1814 г. Некоторые исследователи отдают первенство польскому пасечнику и исследователю Яну Дзержону, который изготовил рамочный улей в 1838 г. Как бы то ни было, официально запатентовал его выдающийся американский пчеловод итальянского происхождения Лоренцо Лангстрот в 1851 г. Он создал улей, в который рамки опускаются сверху вниз. Такой конструкцией и поныне пользуется большинство пасечников мира. Мед стали собирать без умерщвления пчелиной семьи.

В 1857 г. немецкий пчеловод-изобретатель Иоганн Меринг придумал так называемую вафельницу для производства специальной вощины, которая вставлялась в ранее изобретенные рамки. Она облегчала жизнь пчелам и придавала сотовому меду аккуратный вид.

Проблему нехватки свободных сотов решили с помощью центробежной медогонки (рис. 5), которую в 1865 г. изобрел отставной майор австро-венгерской армии Франц Грушка. До этого мед или выжимали из сотов с помощью пресса, или вытапливали.


Рисунок 5. Медогонка образца ХІХ в.

Что нужно знать начинающему пчеловоду

Все новое начинается с накопления теоретических знаний. Нужно много читать и копить информацию, полученную от сельских пасечников. Учитывая их закостенелость во взглядах и категорическое неприятие нового, можно вдобавок посетить современные технологичные хозяйства.

Однако прежде чем заняться пчеловодством, следует убедиться в отсутствии аллергии на пчелиный яд.

С чего начать?

Все начинается с выбора места под пасеку. Кроме того, нужно решить, какое количество пчелиных семей (ульев) будущий пчеловод сможет «потянуть» материально. Безусловно, пасека приносит прибыль, однако в период ее обустройства и развития следует быть готовым к большим финансовым вложениям.

Располагать пасеку рекомендуется вблизи массивов медоносов, на ровных сухих участках, имеющих небольшой уклон для стока малых и дождевых вод.

СОВЕТ ПЧЕЛОВОДА

Желательно, чтобы пасека была удалена от других пасек, а также проезжей части, железнодорожных путей, животноводческих ферм, общественных мест и предприятий, которые занимаются переработкой сахаристых веществ. Идеальный вариант для ее расположения – в удалении от населенных пунктов, например на хуторе. Пасека должна быть хорошо защищена от ветра и солнцепека кустарником и деревьями.

Пасека в идеале должна иметь площадь