2 страница
Тема
Недалеко было уже и до появления искусств. Постепенно земледельцы стали пытаться направлять воды разлившегося Нила на нужные им территории. Это не только увеличивало урожайность, но и давало поселившимся здесь людям первый опыт коллективной работы.

Для общественной организации работ, которая позже так прославит Египет, были необходимы некие общественные институты. Именно к этому времени можно отнести зарождение общественных и религиозных общин. И множество проведенных на территории Египта раскопок позволили проследить развитие местной цивилизации.

К концу Додинастического периода, то есть примерно к 3600 году до н. э., жизнь на берегах Нила мало отличалось от той, что мы можем обнаружить у племен, и сегодня живущих в верховьях Нила. Уже выращивали ячмень и пшеницу, сохраняя урожай в ямах, выложенных циновками, плели корзины, ткали полотно. Одежда, впрочем, была в основном из выдубленных шкур животных, сшитая костяными иглами. Все было довольно просто. Но уже в те времена работала «косметическая промышленность»: здесь делали краску для глаз, смешивая зеленую пыль малахита и масло диких касторовых бобов. Производились и украшения: до нас дошли браслеты из слоновой кости, амулеты из раковин и камушков, украшенные фигурками животных костяные гребни. Оружие и инструменты были еще каменными.

Именно в этот период уже активно шло одомашнивание животных, которых, при освоении местности человеком, в диком состоянии становилось все меньше. Были приручены собаки, козы, овцы, свиньи, гуси.

Из раскопок можно многое узнать о жизни древних жителей берегов Нила. Кроме, пожалуй, одного: особенностей их религии. Однако понятно, что некие мистические верования у древних (вернее, очень древних) египтян были. При вскрытии их погребений было выяснено, что тела не только клались в особом положении (в форме зародыша в утробе, словно бы готовые вновь родиться), но и снабжались всем тем, что могло бы понадобиться им в загробной жизни: продуктами, посудой, оружием. Общественное устройство нам также остается в деталях неизвестным, но, скорее всего, это были деревенские общины, возглавляемые вождями.

Уже в слоях раннего исторического периода в изобилии встречаются медные булавки, а кое-где и медные инструменты. Это говорит о весьма обширных торговых связях местных жителей, хотя кремневые орудия для обработки каменных изделий использовались еще довольно долго. Возможно, именно азиатские торговцы медными изделиями, приплывавшие на кораблях, не только дали египтянам представление о флоте, но и подвигли их на исследование Синайской и Аравийской пустынь в поисках медной руды.

Также в позднем Додинастическом периоде ощущается влияние на Египет Месопотамии. Именно оттуда на берега Нила были принесены практика строительства зданий из прямоугольных глиняных, высушенных на солнце кирпичей, пиктографическая письменность, круглые печати на глиняных сосудах. Именно оттуда пришли на берега Нила и широкоголовые поселенцы, которые, смешавшись с местным длинноголовым населением, создали египетский национальный тип. До сих пор идут споры, было это завоеванием или нет, но большинство ученых все-таки считают, что причиной такого нашествия послужила просто интенсификация культурных контактов благодаря изобретению и постепенному совершенствованию морских судов.

Фактически древнеегипетская культура – это результат совмещения культур коренных жителей Северной Африки и средиземноморской культуры бронзового века. Так родилась новая цивилизация.

В период 3400–3200 годов до н. э. началась борьба между Верхним и Нижним Египтом. И там и там общины деревень объединялись под рукой могущественного вождя и под покровительством одного из богов. Конфликты проходили обычно по одному и тому же сценарию: сильный южный вождь объединял множество южных общин и путем завоеваний присоединял северные земли. Но через какое-то время, по причине смерти этого вождя или иной, объединенное государство снова рассыпалось на отдельные общины, и Египет охватывала анархия. И так продолжалось, пока не появлялся новый харизматичный южный лидер, способный подчинить себе окружающих.

Первое достаточно известное нам объединение Египта, произошедшее в начале Династического периода (около 3100 года до н. э.), приписывают Менесу – первому фараону. Его отождествляют с Нармером (или Меринаром) – правителем, чьи статуи украшали Иераконполь и Абидос.

Сейчас трудно достоверно сказать, быстро ли был создан династический Египет, или это был долгий процесс. Но, по всей видимости, Менес был человеком решительным, и создание нового государства произошло весьма быстро. По словам Геродота, Менес воздвиг на границе Верхнего и Нижнего Египта, где Нил менял свое течение, резиденцию «Белые Стены» (позднее этот город стал называться Мемфис) и тут же начал работы по ирригации и осушению окрестных земель, улучшая тем самым и материальное положение своих подданных.

Сегодняшние раскопки показывают, что в это время Египет вел активную торговлю, в основном с Ливией, а также пытался подчинить себе окрестные племена кочевников. Это было не только весьма процветающее, но и воинственное государство.

За архаический период в Египте сменились три династии. Материальных памятников, оставшихся от первой, практически не найдено. Это, скорее всего, говорит о том, что последующие правители всеми силами пытались стереть из памяти народа сведения о предыдущих властителях. В записях этого периода мы находим сведения о народных восстаниях и религиозных войнах внутри самого Египта. Понятно, что подобные смуты, постоянно подрывая могущество страны, мешали ее развитию.

О падениях и взлетах Египта можно судить по работам ремесленников. Порою найденные глиняные кувшины или каменные изделия кажутся верхом мастерства и искусства, а порой качество их изготовления скатывается чуть ли не к первобытному уровню. Все просто: в годы кризисов становилось уже не до изысков, и горожане не хотели платить за красоту, у них с трудом хватало средств, чтобы просто приобрести необходимую вещь. Впрочем, все было не так уж и плохо. В гробницах находят множество изделий или их осколков из дерева и слоновой кости, что говорит, безусловно, о весьма устроенном быте.

Именно в тот период в Египте уже повсеместно распространились медные орудия и посуда. Дошли до нас также сведения о золотых кувшинах и вазах. Сами предметы, увы, не сохранились, они исчезли при позднейшем разграблении египетских гробниц.

Развивались и технологии: огромный гранитный саркофаг Хафры (Хефрена), фараона Четвертой династии, был, по мнению некоторых исследователей, выпилен медными пилами, а в качестве абразивного материала использовался кварцевый песок. В то время египтяне были самыми лучшими обработчиками камня, и никто не мог с ними в этом состязаться, хотя эта технология пришла сюда из более развитой Азии. Сами египтяне стали авторами такого изобретения, как «египетский фаянс». Он изготовлялся из кварцевого песка, и эту пластичную массу можно было лить, резать, придавать ей необходимую форму, а затем обжигать для закрепления. Получались изделия, напоминающие вещи из синей или зеленой глазурованной глины. Технология постоянно совершенствовалась, и вскоре египтяне изготовляли белые, желтые, фиолетовые, красные и черные глазури, умело совмещая их на одном предмете.

Еще одним важным египетским изобретением стал папирус. Его изготовляли из сердцевины одноименного растения. Азия знала письмо на