4 страница из 106
Тема
в пламени пожаров. Подсчитано, что за все время существования человечества только около тридцати лет люди жили без войн.

 Сегодня почти каждый знает печально знаменитое имя грека Герострата, уничтожившего одно из семи «чудес света» - храм Артемиды в Эфесе. Именно сожжению святыни обязан он своей скандальной славой. Но что можно сказать о египетских фараонах, приказывавших стесывать рельефы и наскальные надписи своих предшественников? Или о римских императорах, выкорчевывавших память о тех, чье место они занимали? И разве не превзошли безумного эфесца македоняне Александр и Деметрий, безжалостно разрушавшие и сжигавшие чужие города и дворцы, или римляне Скипион, стерший с карты Карфаген с его легендарно богатой библиотекой, и Нерон, едва не сделавший то же самое с Римом? Кто возьмется подсчитать, сколько чудес света было загублено без всякой надобности? Легион. Вся история человечества - это история гибели памятников культуры. Не все они были великими, но все интересны и ценны для нас, потомков. «Мы - такие современные сегодня, через несколько веков будем древними»,- сказал однажды французский сатирик Жан де Лабрюйер. Мужая, человек уничтожал свои игрушки, и теперь мы грустим о детстве рода человеческого на развалинах собственной колыбели - в Карнаке и Кноссе, в Афинах и Карфагене, в Александрии и Риме.

 Горели города, пылали архивы. Остальное довершило время. Неудивительно поэтому, что наши первые достоверные сведения о начале человеческой истории уходят в глубь веков не дальше, чем на шесть тысячелетий. Начиная лишь с этой даты (если это позволительно назвать датой), можно попытаться выяснить кое-что и о древнейших претендентах на звание властителя морей.

ЭПИСОДИЙ I

ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: 4-2-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э., ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ.

На заднем плане сцены - базальтовая скала

Абу-Симбела, на ней высечено:

«Когда человек  узнает, что движет звездами,

Сфинкс засмеется и жизнь на Земле иссякнет».


Греческие историки Гекатей Милетский, Геродот и многие другие в полном согласии сообщают, что вначале Египтом управляли боги. На основании приводимых ими косвенных данных можно даже вычислить, что, например, в 16580 году до н. э. правителем Египта был Усир, в 3354 году - Хонсу, а последним из богов царствовал сын Исет и Усира Хор Младший. «Это египтяне знают точно»,- с очаровательной наивностью уверяет Геродот. Традиция отождествляет этих богов соответственно с Дионисом, Гераклом и Аполлоном, несомненно более знакомыми человеку, не искушенному в мифологических генеалогиях Востока.

 Правление их не было хлопотным. Египтяне жили родовыми сельскими общинами, сооружали каналы, возделывали богатый нильский чернозем (в 1969 году в долине Нила обнаружены земледельческие орудия, изготовленные семьдесят тысяч лет назад), занимались ремеслами и в свободное от работы время восхваляли своих мудрых правителей.

 По воле богов (а в Египте все делалось по их воле) люди стали налаживать друг с другом торговые и обменные отношения. Деревни, оказавшиеся на бойком месте, начинали превращаться в города. Для строительства каналов и городов нужно много камня, и боги внушили своим подданным счастливую мысль сделать первый шаг к цивилизации - пойти войной на соседей, захватить их в плен и отправить на работы в каменоломни. Слова «раб» нецивилизованные египтяне еще не знали. Врагов попросту убивали, и надписи сообщают о количестве убитых. С возникновением рабства появилось новое понятие - живые убитые («секер анх»). Так египтяне стали называть своих пленных. Точно так же и римляне много веков спустя делили свои орудия труда на бессловесные, мычащие и говорящие.

 Но для войны, как известно, нужно войско, а войску - предводитель. Кого поставить во главе?

 Этот вопрос разрешился сам собой. С развитием земледелия и ремесел, с появлением рабства резко изменились способ производства и уровень производительных сил. Накопление у более сильных и предприимчивых людей излишков продуктов, обладание рабами и орудиями производства, превращение индивидуального труда в труд коллективный привели к классовому расслоению египетского общества, в отдельных руках стали накапливаться богатства, доставлявшие своим владельцам власть, почет и все радости жизни. А кого поставить во главе войска, как не самых богатых? Неважно, что они ничего не смыслят в ратном деле. Для разбойничьих набегов это не имело решающего значения. Зато боги явно выказывают свое к ним расположение, и если уж в мирное время они командовали своими соплеменниками, то в военное им, как говорится, сам бог велел. Так в распадающихся египетских общинах появились вожди.

 Воевали древние египтяне много и умело. Войну они рассматривали как заурядное хозяйственное занятие и выполняли его столь же охотно и добросовестно, как любое другое. Именно войны ускорили и завершили разделение их труда и формирование иерархической структуры общества. В Египте (по воле богов, разумеется) возникли семь каст, сохранившиеся почти до конца существования государства: жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, мелочные торговцы, толмачи и кормчие. Те, кто не входил ни в одну из них, считались свободными земледельцами и скотоводами. Именно из их среды пираты комплектовали свои экипажи, и именно они больше всего страдали от бесчинства своих вчерашних соседей и друзей.

Судно XV века до н. э. для перевозки обелисков. Реконструкция, вид сверху.

То же, вид сбоку.


 Касты кормчих и толмачей были бы ни к чему, не обладай египтяне развитым флотом. Они свидетельствуют также об оживленных сношениях с иноплеменниками. Флот в те времена состоял преимущественно из грузовых кораблей, необходимых для доставки камня из каменоломен к местам строительства и скота на дальние пастбища, для скорой переброски войск, сохранявших благодаря этому свою боеспособность и свежий вид независимо от пройденного расстояния. Примеры использования таких судов мы знаем достоверно.

 Мы знаем о канале, специально прорытом от каменоломен к месту строительства пирамиды фараона IV династии Хуфу, известного также под греческим именем Хеопс.

 Вельможа Уна, «начальник Юга», живший на рубеже XXV и XXIV веков до н. э., в надписи, найденной в Абидосе, вспоминает: «Его величество послал меня прорыть пять каналов в Верхнем Египте и построить три грузовых и четыре перевозочных судна из акации Уауата... Я выполнил все за один год. Они были спущены на воду и нагружены до отказа гранитом для пирамиды...». Египтяне уже тогда различали грузовые и перевозочные суда! Но в чем их различие - неясно. Возможно, первые предназначались главным образом для доставки строительного камня, а вторые - для транспортировки «живых грузов»: войск или скота. Во всяком случае, те и другие типы использовались совместно.

 Геродот сообщает о водной транспортировке в XVI веке до н. э. здания, высеченного из цельного камня. Это здание в течение трех лет перевозили в Саис с Элефантины две тысячи человек, «которые все были кормчими». А обычно египетские негрузовые суда того времени покрывали это расстояние за двадцать дней.

 Примерно с 3-го тысячелетия до н. э.,

Добавить цитату