Вы бы слышали, уважаемые читатели, с каким почтением Алексей рассказывает о своих учителях и как восхищается и гордится своими учениками, а их тысячи – от известного политолога Е. Минченко и психотерапевта В. Слабинского до редактора светского «Татлера» К. Соловьевой и лоббиста Google М. Жунич, которые сами уже и бренды и учителя.
Действительно, трудно себе представить, как в одной судьбе переплелись обучение у знаменитого тибетского лекаря и спасение древних медицинских рукописей, сопродюсирование лучшего сопрано мира, защита трех диссертаций по новым научным направлениям сразу в нескольких областях знания, участие в создании всемирно известных политических брендов для красавиц с косой и в реальном изменении истории с призывами голосовать или проиграть, работа в командах реформаторов корпораций танцующих слонов и реорганизаторов глобальных транспортных империй, переговоры с захватившими заложников террористами, участие в формировании корпоративных культур и разработке стратегий развития крупнейших компаний, первая в стране кафедра политконсалтинга и популярный клуб столичной интеллектуальной элиты.
От написания биографической книги о моем друге Алексее меня останавливает только подозрение, что все перечисленное – только завязка сюжета его удивительной судьбы…
Новый проект Алексея Ситникова KARMALOGIC, как мне кажется, только подтверждает это подозрение».
Эдуард Тополь, писатель
С предисловиями к проекту KARMALOGIC можно ознакомиться по ссылке https://karmalogic.net/book/predisloviya/
https://sitnikov.com/
Введение
Вы держите в руках KARMAMAGIC – вторую книгу из цикла книг проекта KARMALOGIC®. Эту книгу мы посвятили 54 ресурсам, которые надо как минимум научиться осознанно контролировать, а как максимум – разумно использовать для достижения своих жизненных целей.
Термин «ресурс» заимствован из французского языка (ressourse) и буквально означает «вспомогательное (техническое, энергетическое, информационное) средство». В общем смысле слова «ресурс» – это источник силы человека, позволяющий выполнять повседневную деятельность, достигать поставленных целей и справляться с трудными жизненными ситуациями. Это запас жизненных возможностей, который может быть использован человеком для развития своей личности, самоопределения и самореализации. Только обладание нужными ресурсами позволяет нам выйти на максимальный уровень самореализации и самоактуализации, а проще говоря, стать теми, кем мы мечтаем быть. Специалисты выделяют физические ресурсы организма, психические, личностные, социальные, духовные, материальные, экономические. Эти ресурсы для человека во многом являются предикторами благополучия и качества жизни.
Близким по смыслу к понятию «ресурс» является понятие «личностный потенциал», который, по мнению известного российского психолога Д. А. Леонтьева, является важной характеристикой уровня личностной зрелости, когда человек имеет достаточный запас сил и прочности, чтобы действовать в относительной свободе от внешних и внутренних условий{1}.
На протяжении длительного периода психологи изучали механизмы жизнеспособности человека, преодоления им различных трудностей, достижения успеха. Еще Эрих Фромм подчеркивал важность отношения самого человека к жизни и выделял три вида психологических ресурсов, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций:
• надежда,
• вера,
• душевная сила.
{2}
По мнению психолога Владимира Снеткова, именно стабильностью ресурсов поддерживается жизнеспособность любой системы. Ресурсы человека – это смыслы, которые помогают нам справляться с трудными жизненными ситуациями, выживать, адаптироваться, самореализовываться и достигать своих целей{3}. Ресурсы человека обогащаются пo мере формирования и развития личности. Наша задача – учиться видеть смысл в каждом событии своей жизни и любую потребность превращать в инструмент социального, психологического и духовно-нравственного развития.
Один из ведущих мировых специалистов в области психологии стресса и автор теории сохранения ресурсов, профессор Кентского университета С. Е. Хобфолл разработал классификацию ресурсов в трех разных плоскостях{4}:
Умелое накопление, сохранение и расходование ресурсов является залогом успешной и счастливой жизни. Это то, что позволяется справляться с актуальными вызовами внешнего мира (стресс повседневной жизни и экстремальный стресс).
С. Е. Хобфолл разработал «модель консервации ресурсов» (COR), согласно которой в результате реальной или воображаемой потери части ресурсов возникает стресс. Согласно теории консервации ресурсов С. Е. Хобфолла, потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям{5}. В тo же самое время другие ресурсы призваны ограничить негативное воздействие разворачивающихся событий (сохранять устойчивость). Таким образом, чем лучше развиты ресурсы, тем меньше стресса мы испытываем, если вдруг один или несколько ресурсов начнут истощаться. При этом, если человек испытывает хроническую нехватку ресурсов, стресс будет накапливаться сам собой в ответ на дефицит. И, наоборот, сформированные волевым усилием ресурсы помогают справляться со стрессовой нагрузкой.
Согласно С. Е. Хобфоллу, стресс возникает в следующих ситуациях:
Для повышения стрессоустойчивости важным является проактивное накопление ресурсов даже тогда, когда нет действующего стресса. Для повышения качества жизни человек должен инвестировать свои усилия в расширение «ресурсной базы» и восстановление потерянных ресурсов. К примеру, приобретение нового жилья требует расширения «ресурсной базы» – получения кредита – и «восстановления потерянного ресурса» – увеличения заработка. Совокупность различных ресурсов предопределяет объем человеческого потенциала.
Научение созданию новых ресурсов и рациональному их расходованию – это во многом задача психотерапии и коучинга. Достижение цели требует определенных ресурсов. Нехватка ресурсов не только препятствует реализации жизненных планов, но и может оказаться критичной для человека и даже привести к формированию стрессового расстройства и других заболеваний.
В 1952 году в работах по изучению стресса врач-клиницист Бернард Голдстоун предложил по-настоящему революционную концепцию о постоянной продукции адаптационной энергии, которая к тому же может накапливаться и храниться. Голдстоун показал, что тренинговые упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию{6}.
Голдстоун выявил, что существует два типа хранилищ адаптационной энергии: ресурсы и резервы. Ресурсы постоянно возобновляются и потенциально бесконечны, а резерв практически не возобновляется и конечен.
По мнению Голдстоуна, на поступающие слабые негативные стимулы мы обычно расходуем наши легко возобновляемые ресурсы. Небольшие стимулы держат нашу адаптационную систему в состоянии готовности к более быстрому и эффективному ответу. Но более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда в дело идет адаптационный резерв, а если и он израсходуется, то наступает смерть.
Кроме того, согласно Голдстоуну, существует максимально возможная скорость расходования адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Теория Голдстоуна объясняет феномен эффективности эмоционально-стрессовой терапии.
Эксперименты показали, что:
1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стресса.
2. В процессе адаптации к этому новому стрессу пациент может приобрести способность более интенсивно реагировать на все стимулы.
3. В результате воздействия сильного стресса пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
4. Если пациент успешно «адаптируется к болезни» и возникает ситуация патологического гомеостаза, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стресса.
5. Для некоторых заболеваний воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу всей системы адаптации.
Отсюда Голдстоун вывел закон, который крайне важен для понимания природы ресурсов. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости. Адаптационная энергия может сохраняться в форме адаптационного ресурса, хотя емкость этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он начинает расходовать свой адаптационный резерв и умирает при его полном истощении.
Почему некоторые люди остаются здоровыми, несмотря на то что постоянно подвергаются влиянию стресса? Как другим людям удается вновь и вновь оправляться от болезней? Какими особыми качествами обладают люди, которые, несмотря на экстремальные нагрузки, остаются здоровыми, не заболевают? Эти вопросы стали отправной точкой размышлений и экспериментов израильского профессора медицинской социологии Аарана Антоновски{7}. Антоновски ввел неологизм salutogenesis / «салютогенез» (salus, лат.: невредимость, благополучие, счастье; genese, греч.: возникновение).
Согласно Антоновски, состояние здоровья каждого человека в значительной степени определяется общим отношением человека к окружающему миру и собственной жизни. Данное отношение Антоновски называет чувством осмысленной связности, или когерентности (sence of coherence). Осмысленная связность достигается осознанным навыком перераспределения адаптационной энергии и способностью