8 страница из 11
Тема
мы должны сделать, чтобы победить наши страхи. Это битва всех людей, страдающих тревожными расстройствами, и она очень тяжела для них.

Специальная поведенческая терапия для лечения ОКР называется экспозиционной терапией. Это лечение требует от человека, страдающего ОКР, сталкиваться с мыслями, образами и ситуациями, от которых он больше всего хочет убежать. Это как лететь в темноту в ловушке для пчел. Пчела думает, что летит в неправильном направлении, но в действительности это единственный путь к свободе. Так же и для людей, страдающих ОКР, единственный путь к свободе от страхов, пугающих мыслей и образов и последующих навязчивых ритуалов – это экспозиция, встреча лицом к лицу с мыслями, образами и ситуациями.

Трудность состоит в правильном использовании экспозиции при лечении ОКР, в индивидуальном подходе к каждому пациенту. Очень важно правильно подобрать подход к тому навязчивому страху, которого он так старательно пытается избегать. Когда пациент посмотрит в глаза своему страху, следующая ступень – удержаться от компульсивного ритуала. Поэтому полное название этого лечения, как было сказано в начале книги, – экспозиция и предотвращение ритуалов, или ЭПР.

Для некоторых проявлений этой болезни ЭПР выглядит просто. Например, для людей, боящихся загрязнения или заражения, ЭПР заключается в том, чтобы они дотрагивались до всех вещей, которые кажутся им загрязненными, и после этого не мыли руки. Для тех людей, которые опасаются, что они, не заметив, сбили кого-то на дороге, и чувствуют необходимость проверить, так ли это (эту разновидность ОКР иногда называют ОКР дорожно-транспортного происшествия, или ДТП ОКР), ЭПР заключается в том, чтобы запретить ехать назад и проверять, нет ли на дороге сбитых ими людей. Другие проявления ОКР требуют большей изобретательности во время лечения ЭПР. Хотя история о ловушке для пчел представляет основную идею метода ЭПР, при подходах к тому, что ранее избегалось, следует принять во внимание дополнение к основной идее, не меняя смысла понятия «полет в темноту». Чтобы избежать ловушки, расставленной ОКР, важно знать, как это сделать. Краеугольным камнем лечения является идея стремления к тому, что человек, страдающий ОКР, так старательно пытается избежать. Это значит – идти против собственного инстинкта в смелой, самоотверженной попытке обрести свободу и контроль и самому управлять своим телом и мыслями, а также собственной судьбой. Существуют правила применения ЭПР для лечения ОКР. С некоторыми из них мы познакомимся в следующих рассказах.

Фильм ужасов

Микки и Арни – друзья. Микки позвонила Арни и пригласила пойти с ней в кино. Арни так обрадовался, что Микки пригласила его, что согласился, не спросив, какой фильм они будут смотреть. Они пришли в кино и вошли в зал. Арни был так поглощен беседой с Микки, что не замечал ничего вокруг.

Они сели, и фильм начался. Тут Арни сообразил, что этот фильм из сериала «Пятница, 13-е» и с первых кадров повергает зрителей в шок. Арни не на шутку испугался.

Он вскрикнул и, выбежав из зала, в одну секунду оказался в фойе. Через несколько минут после этого его страх и неприятные ощущения улетучились. Он успокоился и почувствовал себя менее напуганным. Это подкрепило реакцию бегства, сделав такое поведение наиболее вероятным в похожем случае в будущем.

На этой стадии, если он не вернется в кинозал, скорее всего, он не пойдет смотреть этот фильм второй раз. Он усвоил, что испытал неприятные ощущения от этого фильма, и теперь будет избегать не только его, но и многие другие вещи, связанные с ним. Это поведение метко называется уклонением, или избеганием. Из-за страха и последующего уклонения/избегания Арни, скорее всего, не будет брать этот фильм в видеотеке или покупать его на диске, когда фильм выйдет в продажу. Если он был травмирован этим фильмом достаточно серьезно, то, возможно, он будет стараться не ходить в этот кинотеатр на другие фильмы, по крайней мере некоторое время. Возможно, что Арни даже станет избегать ездить по улице, ведущей к кинотеатру. Психолог назвал бы этот процесс обобщением.

Реакция избегания благодаря процессу обобщения может закончиться тенденцией избегания огромного числа вещей, тем самым нарушая нормальный ход жизни.

Убегая от чего-то страшного, люди обычно достигают кратковременного уменьшения ощущения страха. Но это также приводит к долгосрочному сохранению ощущения страха и очень часто – к избеганию многих вещей, каким-либо образом связанных с первоначальным страхом или переживанием.

Когда Арни выбежал из кинозала, Микки помчалась за ним. Она сказала:

– Вообще-то это классное кино, и я очень хочу посмотреть его вместе с тобой.

Арни ответил:

– Никогда!

Микки сказала:

– В фойе продаются большие ведерки попкорна, я куплю тебе одно, если ты согласишься пойти со мной на фильм.

Арни был большим любителем попкорна и в конце концов согласился. Они вернулись в кинозал. Арни даже не закрывал глаза и посмотрел весь фильм с Микки. В некоторые моменты Арни был в ужасе, он орал и кричал, его даже тошнило, он потел и чуть не намочил штаны. Сердце выскакивало из груди, дыхание было частым и поверхностным, и все тело дрожало. Это было ужасно! Когда фильм, к его великому облегчению, закончился, Микки спросила:

– Тебе понравилось?

– Нет! Это кошмар! Я был в ужасе! – ответил Арни.

Микки улыбнулась и сказала:

– Но это было классно! Знаешь, мне очень понравилось кино, настолько понравилось, что я хочу посмотреть его снова прямо сейчас. Что скажешь?

В ответ она услышала:

– Ни за что я не пойду туда второй раз!

Микки сказала:

– Там в фойе продаются большие шоколадные шарики…

И они тут же отправились их покупать, а потом – смотреть кино второй раз. В конце Микки повернулась к Арни и уговорила его посмотреть фильм в третий раз, а после этого – в четвертый.

На следующий день Микки позвонила Арни:

– Что делаешь?

– Ничего, – ответил тот.

Микки с вызовом сказала:

– Давай опять пойдем в кино!

И они снова отправились в кинотеатр и посмотрели тот же фильм еще три раза. На третий день она опять позвонила, и Арни, не имеющий никаких планов, пошел с ней в кино и посмотрел тот же фильм снова, и снова, и снова. Всего девять раз.

В последний день их коротких каникул они делали то же самое и в общей сложности посмотрели кино двенадцать раз.

Давайте подумаем: была ли реакция Арни, когда он смотрел фильм двенадцатый раз, такой же, как когда он увидел его впервые? Конечно же нет, в последний раз он не испытывал никаких неприятных физиологических ощущений, подобных тем, которые он испытывал, когда впервые смотрел кино. Почему? Потому что он привык, его чувствительность снизилась, а восприимчивость уменьшилась. Первое впечатление притупилось, он привык после многократного переживания одного и того же.

Результатом снижения чувствительности и восприимчивости явилось то, что Арни больше не реагировал на фильм так же, как при

Добавить цитату