Вопрос безопасности алюминиевых солей является одним из краеугольных вопросов безопасности прививок, и поэтому защитники прививок часто должны на него отвечать. В качестве примера приведу статью Пола Оффита, самого известного в мире апологета прививок, в которой он объясняет родителям, что алюминия в вакцинах не следует опасаться. Его аргументы:
1) алюминиевые адъюванты безопасны, потому что используются в прививках более 70 лет;
2) алюминий есть и в грудном молоке, и в детских смесях, и вообще это один из самых распространенных металлов;
3) были проведены опыты на мышах, которых кормили лактатом алюминия, и ничего с ними не случилось {26}.
Первый аргумент настолько нелепый и антинаучный, что на него даже трудно ответить. Семьдесят лет назад у половины детей не было хронических заболеваний. А учитывая обилие научных исследований о вреде алюминия, этот аргумент попросту лживый. На второй аргумент отвечает статья 2010 года: лишь в одной вакцине от гепатита В, которую младенец получает в первый день жизни, алюминия в 5 раз больше, чем он получит за 6 месяцев питания грудным молоком. Кроме того, невозможно сравнивать алюминий и алюминиевый адъювант, который присоединен к антигену и который организму намного сложнее вывести {27}. На третий аргумент отвечает вышеупомянутая статья {2}. Оффит забывает упомянуть, что двигательная активность 20 % мышей из этих экспериментов была значительно нарушена. Не говоря уже о том, что сравнивать внутримышечный алюминий и алюминий в пище (лишь 0,25 % которого усваивается) невозможно, как и сравнивать лактат алюминия с гидроксидом алюминия. У разных солей алюминия разная токсичность.
Если имеется так много свидетельств токсичности алюминия, как FDA может оправдать его безопасность в вакцинах? Очень просто. В своей теоретической модели для подсчета количества алюминия, который остается в организме младенцев после внутримышечной вакцинации с гидроксидом или фосфатом алюминия, авторы из FDA в опубликованной в 2011 году статье основываются на вышеупомянутом исследовании двух кроликов, а также исследовании одного (!) взрослого (!) добровольца, который получил цитрат (!) алюминия внутривенно (!). Вдобавок авторы берут в расчет лишь 17 % алюминия, которые поступили в кровь кроликов, и игнорируют остальной алюминий, который остается в различных органах {28}. Хотя известно, что большинство внутривенного алюминия быстро выводится почками, тогда как внутримышечный алюминий остается в организме годами.
Другая попытка оправдать алюминий в вакцине АКДС была сделана в систематическом обзоре и метаанализе 2004 года. Авторы выявили 8 исследований алюминиевых адъювантов. Исследования безопасности длились от 24 часов до 6 недель. Побочными эффектами, которые в них искали, были лишь плач, крик, боль, температура, конвульсии и покраснение. Авторы заключили, что хотя все эти исследования были очень сомнительного качества, алюминий в вакцинах нечем заменить. И даже если замена ему найдется, то придется снова проверять и патентовать все вакцины, и это поставит под вопрос программы вакцинации во всем мире. Затем следует окончательный шокирующий вывод: «Несмотря на отсутствие качественных доказательств, мы не рекомендуем проводить какие-либо дальнейшие исследования по этой теме» {29}. Это, внимание, был систематический обзор всей имеющейся литературы о безопасности алюминия в вакцинах АКДС. Нет, не совсем так. Это был не обычный систематический обзор. Это был систематический обзор Кокрейн, самой уважаемой в медицине научной организации, чьи систематические обзоры признаются самыми качественными в мире. Можете себе представить, как выглядят обычные, менее качественные систематические обзоры.
Алюминий без связи с прививками
Гидроксид алюминия используется для стимулирования аллергий у мышей {30}, а внутримозговые инъекции гидроксида алюминия вызывают эпилепсию у обезьян {31}. Гидроксид алюминия и фосфат алюминия используются также в качестве антацидов (лекарств от изжоги и некоторых других болезней ЖКТ, многие из которых продаются без рецепта). Что, в свою очередь, приводит к аллергиям {32}. 38 % потребляемого орально алюминия аккумулируется в слизистой оболочке кишечника. Хотя лишь небольшое количество алюминия абсорбируется кишечником, 2 % алюминия, поступающего в кровь, остается внутри организма и накапливается с возрастом. Большинство алюминия у взрослых поступает из горячих напитков (кроме кофе) и овощей (кроме картофеля), у детей также из макарон и кондитерских изделий, а у младенцев – из детских смесей, которые содержат в сотни раз больше алюминия, чем коровье молоко. Другие источники алюминия – это посуда, упаковки, антациды и анальгетики {33}.
Алюминий в огромных количествах содержится в солнцезащитных кремах. Поскольку алюминий является оксидантом, вполне возможно, что он способствует развитию меланомы {34}. Алюминий используется в системах очистки питьевой воды, и некоторые его количества остаются в воде {35}.
Алюминия много в замороженных пиццах, колбасах, сыре, панкейках, пекарском порошке и пекарских смесях {36}. Алюминия немало также в напитках, продающихся в алюминиевых пивных банках {37}. У крыс, которых поили напитками из алюминиевых банок, содержание алюминия в костях было повышено на 69 % {38}. Алюминия очень много в зубных пастах, а также в чае {39}. 60 % рынка всех зубных паст – это пасты с алюминием {40}. Зубная паста с алюминием может усугубить дерматит (который был вызван прививками) и привести к кариесу {41, 42}.
Тема антиперспирантов – дезодорантов, содержащих алюминий, – достаточно спорная, как и любая другая тема, где крутятся очень большие деньги. Хоть и не существует пока абсолютного доказательства того, что антиперспиранты приводят к раку груди, имеется достаточно оснований предположить, что связь между антиперспирантами и раком груди более чем вероятна. Алюминий из кожи проникает в кровь уже после одного использования дезодоранта. Алюминий генотоксичен, он может вносить изменения в ДНК, а также обладает эпигенетическим эффектом. Причина 90 % случаев рака груди – экологическая, а не генетическая. Соли алюминия в антиперспирантах блокируют потовые железы, в результате чего пот не выделяется, что и делает эти дезодоранты очень эффективными. В 1926 году лишь 31 % раковых опухолей приходились на верхнюю внешнюю часть груди. В 1994 году на эту область приходился уже 61 % опухолей. Эта пропорция линейно растет из года в год. Среди больных раком груди те, кто использовали антиперспиранты чаще, диагностировались в более молодом возрасте {43}. В статье 2016 года сообщается, что через поврежденную кожу усваивается в 6 раз больше алюминия, и поскольку женщины часто наносят антиперспирант после бритья, это увеличивает усвояемость алюминия. Концентрация алюминия во внешней части груди значительно выше, чем во внутренней. Концентрация алюминия в опухолях выше, чем в окружающей ткани. Концентрация алюминия в груди и в грудном молоке выше, чем в крови. Киста груди также чаще встречается на внешней стороне груди, и концентрация алюминия в ней выше, чем в крови. У некоторых женщин киста проходит сама после прекращения использования антиперспиранта {44}. Согласно исследованию 2017 года, риск рака груди у женщин, использующих подмышечный дезодорант несколько раз в день, повышен почти в 4 раза. Концентрация алюминия в груди у больных раком женщин была значительно выше, чем у здоровых {45}.
Минеральная вода, богатая кремниевой кислотой Si(OH)4, выводит алюминий из организма. 12 недель употребления этой воды привели к когнитивным улучшениям у некоторых больных болезнью Альцгеймера {46}. Судя по экспериментам на крысах, куркумин, возможно, защищает от воспалительных эффектов алюминия, а также этим эффектом обладают омега‐3, моринга, мелатонин, оливковое масло, фолиевая кислота, прополис, лецитин, селен, таурин, витамин Е и кверцетин.
Источники1. Gayed PM. Yale J Biol Med. 2011;84(2):131-8
2. Tomljenovic L et al. Curr Med Chem. 2011;18(17):2630-37
3. Lyons-Weiler J et al. J Trace Elem Med Biol. 2018;48:67-73
4. Tomljenovic L et al. J Inorg Biochem. 2011;105(11):1489-99
5. Shaw CA et al. J Inorg Biochem. 2009;103(11):1555-62
6. Yumoto S et al. Brain Res Bull. 2001;55(2):229-34
7. Liu Z et al. Birth Defects Res A Clin Mol Teratol. 2016;106(2):95-103
8. Kruger PC et al. Metallomics. 2010;2(9):621-7
9. Gherardi RK et al. Lupus. 2012;21(2):184-9
10. Kawahara M et al. Int J Alzheimers Dis. 2011;2011:276393
11. Bhattacharjee S et al. J Inorg Biochem. 2013;126:35-7
12. Mirza A et al. J Trace Elem Med Biol. 2017;40:30-6
13. Exley C. JAD reports. 2017;1(1):23-5
14. Klein