Возрождение могущества: Досон и Клеомен (239–221 гг. до н. э.)
К концу жизни Антигона Гоната его дела в Греции выглядели плачевно. На протяжении двух десятилетий после Хремонидовой войны он господствовал в Греции; вслед за разгромом птолемеевского флота ок. 256 года до н. э. он стал контролировать большинство островов Эгейского моря. Но действия Арата лишили его в 245 году до н. э. главной крепости в Южной Греции — Акрокоринфа. Хотя ему удалось сохранить под своим контролем Афины и Эвбею, поддерживаемые им пелопоннесские режимы рушились один за другим. Его преемнику Деметрию II пришлось посвятить большую часть своего короткого правления (239–229 гг. до н. э.) борьбе против объединенных сил этолийцев и ахейцев, дабы защитить свое влияние в Центральной Греции; его главным успехом было предотвращение вступления Беотийского федеративного государства в Этолийский союз в 236 году до н. э. Когда он скончался от ран, полученных на войне против северных племен, его сыну Филиппу было всего девять лет. Регентом до совершеннолетия Филиппа стал его двоюродный дядя Антигон, внук Деметрия Полиоркета. В дополнение к царскому титулу ему было дано прозвище Досон (Тот, кто даст [царство]).
Трудно было бы придумать для македонского царя более затруднительное положение, чем то, в каком он оказался в 229 году до н. э. Северная граница находилась под угрозой; в соседнем Эпирском царстве ок. 233 года до н. э. восстание покончило с монархией и установило республику, подогрев устремления этолийцев к экспансии в этой области. Впервые к востоку от Адриатического моря появились римские войска, сражавшиеся против иллирийской царицы Тевты. Этолийцы и ахейцы, всегда бывшие соперниками, объединились против Македонии, и, когда командир македонского гарнизона принял огромную сумму денег и вывел свои войска, Афины — важнейший опорный пункт Антигонидов на юге — были навсегда потеряны.
В этой катастрофической ситуации Досон показал себя таким же энергичным деятелем, как и его дед Деметрий Полиоркет, и не только обезопасил северные рубежи своего царства, разбив варварские племена, но и возродил традиционную политику Антигонидов: он попытался обеспечить контроль над Эгейским морем, в котором в последние десятилетия господствовали Птолемеи. Его военные операции в Карии в 228 году до н. э. были не случайной авантюрой, но попыткой устроить военно-морские базы на обеих сторонах Эгейского моря. Решение Досона действовать в жизненно важной для Птолемеев области было стратегически важным шагом, который должен был привести к началу нового этапа противостояния двух этих царств за господство на море. Хотя Досону не удалось установить долговечный контроль на юге Малой Азии, он завоевал репутацию могущественного политического и военного вождя.
У Досона было столько потенциальных политических противников, что он вряд ли смог бы с ними совладать: Птолемеи, Ахейский и Этолийский союзы и Рим. Это положение ухудшилось, когда молодой спартанский царь Клеомен III, взошедший на престол в 235 году до н. э., в 228 году до н. э. начал социальные реформы, нацеленные на восстановление военной мощи Спарты через расширение коллектива граждан, владевших землей и имевших денежные средства для военной подготовки и службы. Этот спартанский проект подстегнул надежды неимущих и погрязших в долгах людей во всей Греции; начали раздаваться призывы к переделу земли и отмене долгов — лейтмотив социальных конфликтов. Когда Клеомен попытался экспортировать свои реформы и восстановить лидирующую роль Спарты на Пелопоннесе (227–222 гг. до н. э.), Ахейскому союзу пришлось ответить. Арат, который был не в состоянии успешно противостоять военным операциям Клеомена и видел в Досоне великого правителя, принял моментальное решение. Положив конец вражде Ахейского союза и Македонского царства, он прибыл к бывшему противнику и просил его принять руководство в войне против Клеомена. Досон, следуя примеру своего прадеда Антигона Одноглазого, возродил в Коринфе в 224 году до н. э. Эллинский союз и стал главой объединения всех ведущих федеративных государств Греции. В дополнение к Ахейскому союзу и фессалийцам, находившимся под властью Македонии, к альянсу присоединились также главные федеративные государства Центральной Греции, фокейцы, беотийцы, акарнанийцы и эпироты. Немногочисленными союзниками Спарты стали те из государств Пелопоннеса, что отказались вступить в объединение ахейцев. Возрождение Эллинского союза под руководством македонского царя положило конец влиянию Птолемеев в Греции. Двумя годами позднее победа Досона при Селласии в 222 году до н. э. покончила с планами Клеомена, и побежденный спартанский царь был вынужден искать убежища в Египте, где впоследствии был убит.
«Союзническая война»: последняя великая война, в которой сражались только греки (220–217 гг. до н. э.)
На вершине своего могущества Досон вынужден был вернуться в Македонию, чтобы встретить нападение иллирийцев с севера; несмотря на победу, он был ослаблен — возможно, из-за ранения — и скоропостижно умер в 221 году до н. э. Его теперь уже 18-летний племянник взошел на престол как Филипп V. Он унаследовал от Досона также и роль предводителя Эллинского союза. Воспитание, семейные традиции и неотъемлемые от царского положения ожидания ввергли Филиппа V — в точности как и его современника Антиоха III — в военные авантюры, потрясавшие мир на протяжении 30 лет с 219 по 189 год до н. э. Ни одно из их устремлений не было достигнуто. Напротив, к концу их жизней царства, в которых они правили, были куда слабее, чем вначале.
Скоро Филиппа V призвали продолжить дело Досона; он повел Эллинский союз на войну против Этолийского союза, Спарты и Элиды, длившуюся с 220 по 217 год до н. э. Война была вызвана набегами этолийцев на Центральную и Южную Грецию. Усиление Этолии угрожало союзникам Македонии (Эпиру и Акарнании) и даже рубежам царства; в Пелопоннесе же целями нападений этолийцев были города Ахейского союза. Так называемая Союзническая война принесла опустошение всей Греции, но продемонстрировала военные навыки Филиппа V; успеху молодого царя способствовало то обстоятельство, что его советником был опытный предводитель Арат. Несмотря на ряд значительных побед, в 217 году до н. э. Филипп V согласился обсудить мирный договор с этолийцами. Договор восстановил довоенный status quo. Хотя он перечеркнул все завоевания Филиппа V, репутация его как лидера улучшилась. Неслучайно Критский союз (koinon) избрал его простатом (главой альянса).
Чтобы понять, почему Филипп V закончил войну и почему 217 год до н. э. оказался одним из важнейших поворотных моментов истории периода эллинизма,