25 страница из 28
Тема
нам следует обратить внимание на события, происходившие вдалеке от Греции: на конфликт между Птолемеями и Селевкидами из-за Южной Сирии и на жесткое соперничество между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье.

4. Золотой век Птолемеев. (283–217 гг. до н. э.)

Гегемония Птолемеев в коротком III веке

Вскоре после смерти своего отца Птолемей II учредил в Александрии празднества — Птолемейи. Согласно указу, по статусу они должны были приравниваться к Пифийским играм в честь Аполлона. Городам всего греческого мира предлагалось отправить священных посланников (theoroi), как делалось по случаю проведения традиционных великих празднеств. На открытии первого торжества — его дата оспаривается (ок. 274 г. до н. э.?) — царь в присутствии этих зарубежных посланников и посетителей устроил величайшую процессию, которую не знал до этого греческий мир. Она была столь поразительной, что и пять веков спустя автор Афиней мог цитировать пространное ее описание, сохранившееся в труде Калликсена Родосского. Различные отделения процессии подчеркивали связь Птолемеев с их божественными патронами — Зевсом и Дионисом — и с Александром Великим, их вклад в свободу греков и масштабы их власти. Актеры, одетые в яркие и дорогие костюмы, олицетворяли друзей Диониса и такие абстрактные идеи, как год и четыре времени года. В серебряных, золотых и медных доспехах маршировала настоящая армия сатиров и силенов; мальчики и девочки разыгрывали триумфальное возвращение Диониса из Индии.

«Далее стояли статуи Александра и Птолемея, увенчанные плющевыми венками из золота. Статуя Добродетели, стоявшая близ Птолемея, была увенчана золотым венком из листьев оливы… Возле Птолемея стояла также статуя города Коринфа, увенчанная золотой диадемой… За этой колесницей шли женщины в нарядных плащах с дорогими украшениями — они олицетворяли города: некоторые — ионийские, а остальные — те эллинские, которыми прежде в Азии и на островах владели персы… Затем прошли конница и пехота, вооруженные до зубов: пехоты было примерно пятьдесят семь тысяч семьсот человек, конницы — двадцать три тысячи двести»[25].

Торжество было сложным пропагандистским мероприятием, срежиссированным для того, чтобы донести идею легитимности, богоизбранности, богатства и могущества Птолемея. Этот незабываемый спектакль имел военный оттенок и напоминал о претензиях Птолемеев на господствующее положение в греческом мире.

Из эллинистических династий лишь египетским Птолемеям удалось без происшествий передать власть от поколения диадохов следующему, что случилось в 283/282 году до н. э. «Любящие брат и сестра» цари Птолемей II и Арсиноя II (см. илл. 7), имевшие доступ к богатым ресурсам своих владений, защищенные от прямых угроз и использовавшие хитроумную политику создания альянсов, сделали царство Птолемеев ведущей политической силой Восточного Средиземноморья. Около 270 года до н. э. Феокрит описал Египет и его правителя следующими стихами:

Много несметных числом на земле племен и народовСвой урожай собирают под Зевса дождем благотворным,Но не рождает страна ни одна, как Египта долина,Где разрыхляются глыбы разливами водными Нила.Нет городов, где бы люди так были искусны в ремеслах,Сотня воздвигнута здесь городов и умножена на три;Столько же тысяч и трижды опять взять тысяч десяток,После две тройки прибавь, потом еще девять три раза,Все Птолемею-владыке, могучему в битвах, подвластны.Часть Финикии ему подчинилась, земель Аравийских,Сирии, Ливии часть, темнолицых страны эфиопов.И повеленья свои памфилийцам, бойцам киликийским,Он посылает, ликийцам, карийцам, отважным в сраженьях,Также Киклад островам. Для него чрез пучину морскуюЛучшие в мире плывут корабли. Широкие земли,Море и шумные реки царю Птолемею покорны.Всадников много при нем, полки щитоносцев несметныхГрозно теснятся вокруг, отягченных сверкающей медью.Прочих владык превосходит своим он несчетным богатством,Столько сокровищ отовсюду к нему, что ни день, притекает.Мирным занятьям своим предаются без страха народы.Ныне никто из врагов, перейдя через Нил многорыбный,С криком военным не смеет в чужие селенья вторгаться.И не решится никто, с корабля быстроходного спрыгнув,Дерзко с оружьем напасть, чтоб похитить стада у египтян.Вот что за муж здесь царит, над равниною этой широкой,В светлых кудрях Птолемей, кто искусен в метании копий.Кто с неустанной заботой отцов охраняет наследье,Так, как царю подобает, и сам прибавляет немало[26].

Вряд ли придворные поэты заслуживают доверия; в противном случае у историков будущего сложится довольно обманчивое представление о северокорейской династии Кимов. На самом деле Птолемей II не был хозяином Ливии. В 276 году до н. э. его единоутробный брат и киренский наместник Магас объявил себя независимым правителем, и Кирена оставалась самостоятельным царством вплоть до его смерти в 250 году до н. э. Лишь когда в 246 году до н. э. дочь Магаса Береника вышла замуж за сына Птолемея II, Кирена вернулась во владения Птолемеев.

Несмотря на преувеличения, нарисованная Феокритом картина богатства, военной мощи, морского господства, внешнего влияния и внутренней безопасности правдива настолько, насколько позволяет жанр хвалебной поэзии. Птолемей II хорошо знал, как преподнести образ превосходства, хотя и не мог ввести в заблуждение внимательных наблюдателей. Сообщают, что Арат «восхищался несметными египетскими богатствами, слыша рассказы о слонах, о флотах и дворцах»; но когда оказался за кулисами, то увидел, что «в Египте нет ничего, кроме театральной пышности и показного блеска»[27].

Дипломатические связи Птолемеев достигали даже Крыма. Граффити на стене святилища Афродиты в гавани города Нимфея содержит детальное изображение корабля, именуемого «Исидой» и, вероятно, доставившего послов Птолемея II в города Северного Причерноморья. Именно к этому царю обращались греческие города в нужде и во время конфликтов. Птолемей II был вовлечен в Хремонидову войну и помогал Арату освобождать пелопоннесские города от тираний и гарнизонов.

Внешняя политика Птолемея II преследовала две главные цели — гарантировать господство в Эгейском море путем контроля над островами и прибрежными городами Малой Азии и обеспечить контроль над областью, которая всегда являлась яблоком раздора среди царств, наций и религий. В древности известная как Келесирия (Полая Сирия), она соответствует нынешним Южной Сирии, Ливану и Палестине (см. карту 3). За обладание этой землей Птолемеи и Селевкиды провели шесть Сирийских войн.

На восточном фронте неспокойно: Сирийские войны (274–253 гг. до н. э.)

В Первой Сирийской войне (ок. 274–271 гг. до н. э.) Птолемей II сумел защитить Келесирию и крепости в Малой Азии. Амбиции царя и его соправителя Птолемея Эпигона, вероятно, были значительно шире во Второй Сирийской войне (260–253 гг. до н. э.), разгоревшейся при невыясненных обстоятельствах вскоре после завершения Хремонидовой войны. Птолемей-младший был единственным сыном возлюбленной сестры царя Арсинои от ее брака с Лисимахом. Чтобы отличать его от старшего сына Птолемея, впоследствии ставшего Птолемеем III, ему дали прозвище Эпигон («рожденный после»). По завершении безуспешных попыток вернуть трон отца и власть над Македонией и Фракией (279–277 гг. до н. э.) Птолемей Эпигон возвратился в Египет. Не позднее 267 года до н. э., примерно в то же время, когда разразилась Хремонидова война против Антигона Гоната, Птолемей II назначил его, а не своего старшего сына, соправителем. Эпигон, сын Лисимаха, стал естественным противником Антигона Гоната, занимавшего престол, некогда

Добавить цитату