2 страница
контент. Поскольку младшие школьники начинают использовать интернет как средство общения, то они сталкиваются и с коммуникационными онлайн-рисками, в первую очередь с онлайн-агрессией».

«Родители младших школьников серьезно недооценивают опыт их столкновения с онлайн-рисками. Практически половина родителей не знают о том, что их дети сталкивались с опасными и неприятными ситуациями при использовании цифровых устройств. Родители дошкольников чаще применяли активные стратегии в ситуации столкновения их детей с онлайн-рисками, чем родители младших школьников (обсуждали ситуацию, объясняли, как поступить, помогали решить проблему). Пассивную стратегию (ничего не делали) в три раза чаще выбирают родители младших школьников, чем родители дошкольников, оставляя детей с проблемой один на один».

То есть родители зачастую даже не знают, что их дети сталкиваются с какими-то проблемами в интернете, и если с детьми дошкольного возраста еще проводят какие-то беседы, то многие родители младших школьников даже не вникают в суть проблем, и дети вынуждены решать их самостоятельно.

Вообще, мы часто задаем ребенку дежурный вопрос «Как дела?», но не интересуемся, как дела в онлайне, что ребенок делает в Сети, с кем общается, все ли хорошо в этой части его жизни.


ДЕТИ РОССИИ ОНЛАЙН[3]: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. – Москва, 2012. – С. 213.

Исследование проводилось в 2009–2011 годах. Охватило 25 стран Европы, Австралию и 11 регионов России.

В России общая выборка исследования составила 1025 пар «родитель – ребенок», включающих детей 9–16 лет и одного из их родителей.

В исследовании приняли участие 44,5 % мальчиков и 55,5 % девочек. По возрасту дети распределились следующим образом: 25,5 % – дети 9–10 лет (9,5 % – 9 лет и 16 % – 10 лет), 16,5 % – дети 11–12 лет (7,5 % – 11 лет, 9 % – 12 лет), 28 % – дети 13–14 лет (10 % – 13 лет и 18 % – 14 лет), 31 % – дети 15–16 лет (18 % – 15 лет, 13 % – 16 лет).


Ответы детей и родителей о том, видел ли ребенок сексуальные изображения в интернете


По сравнению с европейскими школьниками, российские подростки в два раза чаще сталкиваются с сексуальными изображениями онлайн и офлайн. Более трети детей (41 %) – в интернете.

Российские дети в шесть раз чаще, чем европейские, сталкиваются с сексуальным контентом во всплывающих окнах (42 % в России против 7 % в Европе) и значительно чаще – в социальных сетях (17 % в России против 3 % в Европе).

Особенно часто российские подростки видят изображения и видео людей в обнаженном виде (38 %), интимных частей тела (29 %), людей, занимающихся сексом (28 %).

Практически каждый десятый школьник в возрасте 11–16 лет сталкивался с самым экстремальным типом контента – порнографией с насилием (9 %). Мальчики чаще, чем девочки, признаются в том, что видели подобное в интернете (12 % против 6 %).

Родители более чем в два раза недооценивают риск столкновения с сексуальным контентом в интернете.

Почти каждый шестой школьник (16 %) расстраивается из-за столкновения с сексуальным контентом. По сравнению с европейскими, российские дети расстраиваются немного меньше и быстрее справляются с переживаниями.

В 43 % случаев подростки, чтобы справиться с переживаниями из-за сексуального контента, рассказывают об этом другим людям. Каждый пятый ребенок надеется, что проблема решится сама собой, лишь немногие пытаются ее решить (10 %).

Треть (28 %) российских школьников встречали или получали лично сообщения сексуального характера в интернете, причем более 15 % – раз в месяц и чаще.

По проценту детей, получающих или сталкивающихся с сообщениями сексуального характера в интернете, Россия опережает все европейские страны.

Дети сравнительно редко (4 %) признаются, что сами пишут сообщения сексуального характера. При этом в среднем по России школьники получают подобные сообщения в семь раз чаще, чем отправляют сами.

Из тех детей, кто сталкивался с секстингом в интернете, каждый пятый читал размещенные в открытом доступе сообщения сексуального характера (20 %). Каждый десятый ребенок видел в Сети, как другие люди занимаются сексом (10 %).

Сообщения сексуального характера дети чаще встречают во всплывающих окнах (18 %) и социальных сетях (13 %), причем в России это происходит в три раза чаще, чем в европейских странах.

Мальчики (33 %) чаще, чем девочки (23 %), признаются, что встречали или получали сообщения сексуального характера. При этом девочкам значительно чаще, чем мальчикам, предлагают в интернете поговорить о половом акте.

И в России, и в Европе примерно половина родителей осведомлена о том, что их дети сталкиваются с секстингом.

Каждый четвертый подросток, столкнувшийся с секстингом, расстроился из-за этого. Дети 11–12 лет расстраиваются сильнее и переживают дольше, чем дети 13–16 лет, а также чаще используют выжидательную стратегию – ждут, что проблема решится сама собой. Старшие подростки предпочитают активные стратегии совладания.

Треть детей (33 %) рассказывают о секстинге кому-либо из своего близкого окружения или обращаются в специальные службы.


Это результаты исследования десятилетней давности. И конечно, мы можем надеяться, что сейчас они были бы другими, но точно ли в лучшую сторону? Ведь количество пользователей только увеличилось, скорость интернета значительно возросла, и по стоимости он стал доступнее. Сейчас интернет есть почти на каждом смартфоне, а раньше подключались через модем на компьютере. Со скоростью интернета работает и фантазия преступников, все изощреннее варианты мошенничества и втягивания детей в контент, никак не предназначенный для их возраста.

Конечно, профилактика не стоит на месте, и в школах проводятся занятия по безопасности в Сети, разрабатываются программы родительского контроля, родители пытаются объяснять правила пользования гаджетами.

О рисках в Сети важно помнить: пока эта проблема существует, нельзя закрывать глаза и оставлять детей один на один с миром интернета.

Статистика наркозависимых в России[4]

Данные медицинского учета

Число наркоманов, состоящих на медицинском учёте в России


По данным ФСКН, в России в 2019 году:

• всего наркоманов – 6 млн человек;

• 20 % от общего их числа – школьники 9–13 лет;

• 60 % – молодые люди 16–30 лет;

• около 20 % – старше 30 лет.


Статистика наркозависимых в России 2019 года свидетельствует, что ежегодно 90 тысяч человек начинают принимать психотропные вещества. В то же время от действия наркотиков каждый год погибает 70 тысяч человек.

Увеличивается число случаев, когда к наркотикам приобщают детей 6–7 лет. На долю нашей страны приходится 20 % мирового оборота наркотиков.

Последние статистические данные по наркозависимым подросткам в России в 2019 году показывают:

• употребляли психотропные вещества – более половины опрошенных мальчиков и 20 % девочек;

• до сих пор продолжают их употреблять – 45 % мальчиков и 18 % девочек;

• за последние 10 лет в 6,5 раз выросла женская наркомания.


Порой может казаться, что все так безобидно – сигаретка, снюс, таблеточка… «Хочешь попробовать?», «Слабо?», «Боишься, что мама заругает?», а в итоге человек становится зависимым. И ведь никогда заранее не знаешь, с какой пробы сформируется эта зависимость.

Статистика инфицированных ВИЧ в России[5]

Если рассматривать темпы распространения ВИЧ-инфекции среди населения, то Россия среди всех европейских стран занимает лидирующее место.

Официальная статистика, свидетельствующая о том, какое количество заболевших ВИЧ в России по годам, демонстрирует следующие показатели.

В 1994