7 страница из 12
Тема
что на самом деле далеко не всегда можно с легкостью определить, в чем заключаются наши трудности. Иногда нам кажется, что нам нужна новая работа или новый босс, но зачастую мы даже не догадываемся, чтó в нашей жизни действительно важно, а что нет. И часто подходим к проблемам так, словно это математическая задачка на сложение или вычитание. Мы стремимся или что-то приобрести (добавить), или же избавиться от чего-то (вычесть). Мы хотим получить работу получше, больше денег, больше успеха, больше стабильности, избавиться от нескольких килограммов, от неприятностей, от боли. Или же мы можем испытывать лишь смутное чувство неудовлетворенности или ощущение, что желаем чего-то немного другого или чего-то большего.


Обычно мы определяем проблему по тому, что у нас отсутствует, но не всегда. И итог таков:

У вас есть проблемы.

У ваших друзей есть проблемы.

У всех есть проблемы.

Иногда проблемы связаны с работой, иногда с семьей или здоровьем, с любовью или с деньгами или же сразу с несколькими вещами из вышеперечисленных. Порой кажется, что выхода нет, и мы даже не пытаемся ничего делать. Мы просто живем с проблемами, словно с неприятным соседом, на которого постоянно жалуемся, но не стремимся от него избавиться. Проблемы превращаются в нашу историю, и мы можем полностью завязнуть в подобных сюжетах. Разобравшись, с чего нужно начать прежде всего, вы, возможно, примете одно из самых важных решений, потому что люди теряют годы (а иногда и целую жизнь), работая не над той задачей.

Однажды у Дэйва возникла проблема (на самом деле у него было полно трудностей, и надо сказать, что эта книга создана по мотивам его ошеломительной способности притягивать неприятности), но из-за этой конкретной проблемы он долгие годы топтался на месте.

Дэйв поступил в колледж в Стэнфорде, выбрав биологию, но вскоре понял не только, что терпеть не может свою специализацию, но и что ему совсем не дается учеба. Он окончил школу, искренне веря в то, что его предназначение – стать морским биологом и изучать подводный мир. Дэйв принял такое решение благодаря двум людям – Жак-Иву Кусто и миссис Штраус.

Первый был героем его детства. Дэйв пересмотрел все серии «Подводной одиссеи команды Кусто» и втайне представлял, что акваланг изобрел он сам, а не французский исследователь. А еще ему очень нравились тюлени. В конце концов он поверил, что нет ничего замечательнее, чем получать деньги за то, что играешь с животными. Еще Дэйва интересовало, где спариваются тюлени – в воде или на суше (только благодаря появлению Google много лет спустя он узнал, что большинство особей предпочитают твердую почву).

Стоит упомянуть и о миссис Штраус, школьной учительнице. Дэйв отлично успевал по всем предметам, но больше всего ему нравилась биология. Почему? Потому что ему очень нравилась преподавательница. Она умела интересно рассказывать, была отличным педагогом. И Дэйв решил, что получает удовольствие не от ее блестящих уроков, а от самой биологии. Если бы его учитель физкультуры вел свой предмет так же виртуозно, как миссис Штраус, Дэйв вполне мог бы поверить, что его призвание в том, чтобы повесить на шею свисток и стать судьей в игре в вышибалы.

Таким образом, порочный союз Жак-Ива Кусто и миссис Штраус заставил Дэйва целых два года пытаться избавиться от ошибочно созданной проблемы. Он думал, что пытается решить задачу, как стать морским биологом или, точнее, как унаследовать «Калипсо» после смерти Кусто. Наш герой поступил в колледж с твердым убеждением, что его будущее связано с морем, а поскольку в Стэнфорде не предусмотрено направление морской биологии, он решил выбрать обычную. И возненавидел ее. В то время студенты изучали в основном биохимию и молекулярную биологию. Слушатели подготовительных курсов при медицинском колледже были в восторге. Дэйв нет. Он потерпел фиаско в учебе, а его мечты, что когда-нибудь ему станут платить за веселые игры с подводными жителями и французский акцент, рассыпались в прах.

И тогда он решил, что для того, чтобы уладить проблему с ненавистью к биологии и ужасной успеваемостью, ему необходимо заняться настоящей наукой: исследовательская работа в биолаборатории поднимет его на ступеньку выше к мечте об изучении размножения тюленей. Юноша пробил себе дорогу в лабораторию по изучению бактерий и вирусов, но там его основным занятием стало мытье пробирок. Это было невероятно скучно, и он почувствовал себя еще более несчастным.

Триместр за триместром преподаватели и сотрудники лаборатории спрашивали его, зачем же он выбрал эту специальность. Дэйв начинал рассказывать о миссис Штраус, Жак-Иве Кусто и о тюленях, но его обрывали на полуслове и говорили: «У тебя нет склонности к изучению биологии. Эта наука тебе не нравится. Ты постоянно жалуешься и злишься. Тебе нужно уйти. Отказаться от этой профессии. Зато ты умеешь хорошо отстаивать свою точку зрения – возможно, тебе стоит стать юристом».

Но, несмотря на шквал негативных отзывов, Дэйв продолжал настаивать на своем, потому что в его голове засела мысль о призвании, и он старался во что бы то ни стало получить ученую степень в биологии. Он был так сосредоточен на своей воображаемой проблеме, что не удосуживался взглянуть в глаза настоящей, – ему не следовало выбирать биологию, а его идея о том, что это – его призвание, с самого начала была ошибочной.

Мы часто сталкивались с ситуацией – по работе и в свободное время, – когда люди тратили уйму сил, пытаясь решить ложную проблему. Если им повезет, они быстро столкнутся с невозможностью что-то исправить и, сдавшись под натиском обстоятельств, начнут искать истоки реальной проблемы. Но если они неудачливы и умны, то им все-таки удастся справиться с поставленной задачей. Мы называем это успешным крахом, и через десять эти люди проснутся с мыслью, как же они умудрились добиться того, чего достигли, и почему так несчастны.

Провал Дэйва в стремлении стать морским биологом оказался столь сокрушительным, что он в конце концов был вынужден признать поражение и сменить специализацию. Ему понадобилось два с половиной года, чтобы разобраться в проблеме, которая стала понятна окружающим уже через две недели его учебы. В конечном счете он выбрал машиностроение, где и преуспел.

Однако он по-прежнему мечтает однажды поиграть с тюленями.

Подход новичка

Если бы, окончив школу, Дэйв умел мыслить как конструктор, он начал бы решать проблему выбора специализации, используя подход новичка. Вместо того чтобы воображать, что заранее знает ответы на все вопросы, он мог бы проявить любопытство. Он захотел бы узнать, что собой представляет работа морского биолога, и расспросить об этом состоявшихся профессионалов. Он отправился бы на морскую станцию Хопкинса в Стэнфорде (которая находится в полутора часах езды от студенческого городка) и разузнал бы

Добавить цитату