Еще более агрессивным средством, которое называют «новой технологией», является диагностическая артроскопия, с помощью которой «очищают суставные поверхности от остеофитов». После любой подобной диагностической «чистки сустава» можно смело переводить сустав из категории «артрит» в категорию «артроз» с последующей подготовкой к эндопротезированию. Вот так обстоят дела с «новыми технологиями»…
По этой причине для лечения суставов, особенно после перенесенного коронавируса COVID-19, необходимо провести тщательное исследование состояния суставов (в кинезитерапии это называется миофасциальной диагностикой, или МФД), так как эти две формы патологии сустава – артрит и артроз – имеют разные прогнозы. И поэтому чем дольше пациент не будет обращаться с больным суставом к кинезитерапевту, который восстанавливает подвижность сустава естественными методами, тем тяжелее будет прогноз заболевания. Данное исследование необходимо прежде всего для того, чтобы правильно организовать стратегию лечения и настроить пациента на серьезную личную работу.
Для лечения суставов, особенно после перенесенного коронавируса COVID-19, необходимо провести тщательное исследование состояния суставов методом миофасциальной диагностики, или МФД).
Практика показывает, что рентгенологи, описывающие состояние суставов, в подавляющих случаях используют в своих заключениях термин «артроз», хотя зачастую при внимательном изучении рентгенологического описания сустава дегенеративных изменений самого сустава не просматривается. Особенно это касается коленных и голеностопных суставов.
При постановке диагноза «артроз» в описании сустава должны отмечаться:
• отсутствие конгруэнтности суставных поверхностей или резкое снижение суставной щели;
• наличие нарушений целостности связочного аппарата сустава, повреждение менисков (если это коленный сустав).
Но рентгенологам свойственна гипердиагностика, то есть завышение клинических данных с целью настроя пациента не на личную борьбу за сустав, а на операцию по его замене. В этих случаях зачастую подменяются понятия качества связок, например, при описании разволокнения в заключении пишут «разрыв». При разволокнении связок коленного сустава, например, передней крестообразной связки (ПКС) или задней крестообразной связки (ЗКС), методы кинезитерапии позволяют восстанавливать целостность связочного аппарата сустава, а при разрыве помогает только оперативное вмешательство. Разница очевидна! Обычно о разрыве связок пациенты знают, но рентгенологи настраивают их на радикальный путь решения этой проблемы.
Но COVID-19 тоже повлиял на «жизнь» суставов. При тяжелых формах заболевания коронавирусом COVID-19 больные резко теряют мышечную массу из-за трудностей передвижения, вызванных дыхательной недостаточностью. Это приводит к нарушению трофики всех суставов, особенно крупных. Общая слабость, которая сопровождается сверхвысокой (более 39 °C) температурой тела, не позволяет в острый период болезни выполнять какие-либо упражнения.
В некоторых случаях гипотрофия переходит в атрофию мышечных волокон, дыхательная недостаточность приводит к одышке и, соответственно, к сердечной недостаточности. В то же время активно используемая противовоспалительная терапия приводит к резкой дегидратации мягких тканей (мышц и сухожилий). Все это, в свою очередь, крайне губительно действует на людей, которые и до болезни не отличались хорошим функциональным состоянием костно-мышечной системы, к тому же социальные ограничения в виде самоизоляции в квартирах и запретов на использование курортологических методов лечения и профилактики общих заболеваний тоже отрицательно повлияли на состояние таких пациентов.
Артриты суставов, то есть боли в суставах без дегенеративных изменений, всегда сопровождают людей старшей возрастной группы (60+), имеющих не только различные соматические заболевания, такие как хроническая ишемическая болезнь сердца (ХИБС), хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) и сахарный диабет 2-го типа (СД-2), но и мышечную недостаточность, прежде всего мышц нижних конечностей, а также мышц брюшного пресса.
Общая слабость, которая сопровождается сверхвысокой (более 39 °C) температурой тела, не позволяет в острый период болезни выполнять какие-либо упражнения.
Лекарственная терапия суставов при лечении COVID-19 привела к дегидратации (обезвоживанию) мышц и стала превращать артриты в артрозы, и количество заболеваний костно-мышечной системы многократно возросло. Кроме того, большинство переболевших COVID-19 даже в легкой форме психологически стали бояться каких-либо активных действий, следуя указаниям врачей «не нагружаться». Всё это надо понимать.
Когда в Центр доктора Бубновского приходят люди после перенесенного COVID-19, они не должны надеяться на то, что болезнь выйдет из организма сама собой, особенно у пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями дыхательной и костно-мышечной системы – это было бы наивно.
В методе современной кинезитерапии используется диафрагмальное дыхание – главный элемент безопасного движения или безопасной нагрузки. При выполнении программы реабилитации после COVID-19 пациентами с артрозами или артритами нижних конечностей необходимо учитывать мышечную недостаточность нижних конечностей и состояние мышц брюшного пресса.
При реабилитации после COVID-19 пациентам с артрозами или артритами нижних конечностей необходимо учитывать мышечную недостаточность нижних конечностей и состояние мышц брюшного пресса.
Реабилитация после COVID-19
Мышечные группы нижних конечностей являются основным транспортным средством в гемодинамике, а мышцы брюшного пресса – основой восстановления эластической легочной тяги. По этой причине на первом этапе реабилитации следует держаться стратегии не на увеличение количества килограммов, а на количество выполняемых повторений до 50. Именно большое количество повторений является условием включения в движение глубоких мышечных групп.
На первом этапе реабилитации следует держаться стратегии не на увеличение количества килограммов, а на количество выполняемых повторений до 50.
К таким упражнениям относятся прежде всего декомпрессионные упражнения, рекрутирующие аддукторы, абдукторы и разгибатели конечности, так как сгибатели обычно находятся в относительно благополучном состоянии.
Многофункциональный тренажер Бубновского (МТБ) действует на мышцы намного мягче, чем базовые силовые тренажеры. Одновременно с выполнением упражнений для нижних конечностей вторым важным элементом реабилитации являются упражнения для мышц грудной клетки и спины. Для них используются тренажеры всех видов.
На втором этапе реабилитации следует увеличивать силовую составляющую упражнений (в килограммах). В кинезитерапии для этого используют методы пирамид или повторяющихся серий с интервалом не более 2 минут.
На втором этапе реабилитации следует увеличивать силовую составляющую упражнений (в килограммах).
Если учесть, что пациенты, приходящие на реабилитацию после перенесенного коронавируса, с трудом работают с весом 5—10 кг, то задача увеличения нагрузок кажется непростой, но стимулом к достижению этой цели является прогноз протезирования сустава с последующей реабилитацией, так что работать придется все равно. Об этом необходимо сообщить пациенту. Вот пример из моей личной практики: 50 повторений с весом по 5 кг, затем по 7,5 кг и так далее. Это позволяет работать предельно аккуратно, что является главным условием мягкой реабилитации.
При выполнении большого количества повторений постепенно восстанавливается и эластическая тяга легких, что оказывает благополучное воздействие непосредственно на функциональность сердечно-сосудистой системы – главного потенциала выносливости миокарда.
Если после перенесенного COVID-19 не затягивать с обращением в Центр доктора Бубновского, то общее время реабилитации после COVID-19 может составлять от 12 до 36 сеансов в зависимости от исходного состояния пациента, обратившегося за помощью.
Общие выводы:
1) Лечение болей в суставах и позвоночнике у пациентов, обратившихся в Центр доктора Бубновского после перенесенного COVID-19, является наиболее рациональным, так как позволяет не только восстановить и поддержать состояние пораженных артрозом суставов, но и добиться более эффективного и быстрого избавления от последствий COVID-19 с полным регрессом фиброзных очагов в легких.
2) На сегодняшний момент другой рациональной и