12 страница из 18
Тема
доступа к идеальному сырью для создания АТФ.

Помимо рациона, что еще определяет, насколько эффективно ваш организм разлагает жиры и использует их в качестве топлива? Гормоны. Одни гормоны ускоряют процесс разрушения жиров, другие его замедляют. Большинство людей не догадываются о том, что митохондрии отвечают за все стероидные гормоны, такие как тестостерон и эстроген. Внутренняя митохондриальная мембрана превращает холестерин в прегненолон, «мать гормонов», который является предшественником всех стероидных гормонов, которые вырабатываются в нашем организме.

Усиление митохондриальной функции влечет увеличение выработки тестостерона, который уменьшает окислительный стресс в мозге[12], а это служит признаком того, что митохондрии стали работать лучше. Это имеет смысл, учитывая, что у митохондрий имеются рецепторы эстрогена, тестостерона и гормонов щитовидной железы. Число митохондрий в некоторых клетках напрямую зависит от уровня тестостерона[13], и появление новых митохондрий может зависеть от эстрогена[14]. По мере того как вы стареете, митохондрии начинают вырабатывать все меньше тестостерона, а значит, вы производите все меньше митохондрий, что означает — вы вырабатываете меньше тестостерона. Ой-ей.

Исследование, проведенное в 2013 году на обезьянах, подтверждает идеи, изложенные в этой книге. Оно показало, что дисфункциональные, деформированные митохондрии в префронтальной коре обезьян вредят их когнитивной деятельности. Гормонозаместительная терапия помогла исправить работу митохондрий и при этом улучшила когнитивную функцию у обезьян[15]. Это не означает, что вам нужно пройти курс гормонозамещения или биоидентичной гормональной терапии, чтобы взломать свой мозг. Фактически, как только вы взломаете митохондрии, уровень половых гормонов может повыситься настолько, что принимать гормоны не понадобится. В то же время биоидентичные гормоны (тестостерон и гормоны щитовидной железы) действительно помогли мне снова включить мозг, когда мне было двадцать семь лет. В то время я не понимал, почему они так сильно на меня подействовали. Теперь я знаю — я взламывал свои митохондрии.

Сейчас проблемы с щитовидной железой встречаются очень часто, а ведь они влияют и на наши митохондрии. У меня был аутоиммунный тиреоидит Хашимото на фоне очень низкого уровня гормонов щитовидной железы, при котором, как известно, чувствуешь себя постоянно уставшим. Я все еще помню тот день, когда начал принимать гормоны щитовидной железы. У меня было чувство, что я наконец получил свой мозг обратно. В то время я не понимал, что гормоны щитовидной железы стимулируют митохондриальную функцию. Если принимать их несколько дней подряд, организм начинает выращивать новые митохондрии, а те, которые уже есть, становятся больше[16].

Замечательное свойство митохондрий в том, что, если они становятся сильнее, вы начинаете лучше справляться со всем, что делаете, в том числе с производством гормонов. В клетках головного мозга, сетчатки и сердца у мужчин содержится наибольшее число митохондрий — до десяти тысяч, а у женщин в клетках яичников их в десять раз больше[17]. Это может объяснять, почему улучшение функции митохондрий так сильно влияет на женщин и почему слабая митохондриальная функция часто связана с гормональными нарушениями.

Способы биохакинга, изложенные в этой книге, помогут вам оптимизировать уровень гормонов и поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Вы будете удивлены, насколько сильно это влияет на то, как изо дня в день работает ваш мозг.

Токсины

Токсины в окружающей среде — основная причина дисфункции митохондрий. Сегодня мы подвергаемся воздействию тысяч различных токсичных химических соединений и загрязняющих веществ, которых сто лет назад просто не существовало. Химические вещества проникают в наш организм, и митохондрии еще не приспособились выживать в такой среде. Если вы хотите выкладываться по полной, то должны устранить эти загрязнения. Токсинам, которые хотя бы в малейшей степени вредят снабжению митохондрий кислородом, не место в наших домах, в нашей пище, в нашем кофе и в нашей жизни.

Телу требуется много энергии для детоксикации, выведения или нейтрализации этих токсинов. Таким образом, все, что вы сделаете для увеличения производства клеточной энергии, может повысить способность вашего организма бороться с токсинами. Но с учетом того, сколько токсинов поступает в ваш организм сейчас, вам может не хватить того объема клеточной энергии, которого было бы достаточно сто лет назад. Доктор Фрэнк Шелленбергер (который открыл и описал РМД) оценивает, что в данный момент нам требуется на 50–100 процентов больше энергии, чем сто лет назад, чтобы избавляться от токсинов, которые попадают в наш организм, замедляя производство энергии и делая нас слабыми.

Тяжелые металлы, такие как свинец и ртуть, пожалуй, одни из главных вредоносных примесей. Сам того не подозревая, в момент наихудшего самочувствия я страдал от воздействия ртути и свинца. Очистка организма от этих тяжелых металлов помогла мне почувствовать прилив энергии. Тяжелые металлы откладываются в жировой ткани, и, к счастью, есть способы ускорить метаболизм и избавиться от них. Однако при этом следует соблюдать осторожность, чтобы токсины не высвобождались внутри тела, а выводились из него.

Наш организм сам производит токсины, которые так же вредны для митохондрий, как и загрязнения в окружающей среде. Как и с большинством видов топлива, процесс производства энергии в наших телах приводит к образованию вредных побочных продуктов, и митохондрии вырабатывают антиоксиданты и другие детоксицирующие ферменты для борьбы с негативным влиянием этих отходов производства.

Это тонкий баланс. Если в организме недостаточно антиоксидантов для противодействия свободным радикалам, вы начинаете страдать от окислительного стресса. Окислительный стресс является признаком митохондриальных проблем, и ученые считают, что именно он причина многих заболеваний, включая рак, СДВГ (синдром дефицита внимания / гиперактивности), аутизм, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, синдром хронической усталости и депрессию. Глутатион — защитный антиоксидант, основной защитник митохондрий от повреждений при окислительном стрессе, но иногда ваше тело не вырабатывает его в достаточном количестве. Тем не менее существуют способы заставить митохондрии увеличить производство антиоксидантов, таких как глутатион, или их можно принимать дополнительно — лично я делаю и то и другое.

Наш организм имеет встроенный процесс детоксикации, призванный утилизировать поврежденные клеточные компоненты. Он называется аутофагия — в переводе с греческого «самопожирание». Во время аутофагии специальные клетки сканируют тело в поиске фрагментов умерших, больных или изношенных клеток, забирают из них любые полезные компоненты, а затем используют оставшийся материал либо для производства энергии, либо для создания новых клеток. Подобный процесс очистки устраняет нежелательные токсины, снижает воспаление и помогает замедлить процессы старения.

Митофагия — один из этапов аутофагии. Это селективная деградация митохондрий. Можно было бы предположить, что лучше сохранить все митохондрии, которые у нас есть, но на самом деле клеткам гораздо выгоднее избавиться от тех митохондрий, которые не работают как следует. Процесс митофагии похож на удаление старых фотографий с телефона, чтобы высвободить больше памяти. Телефон будет работать лучше и быстрее, когда его память меньше забита.

Я посвятил много времени тому, чтобы научиться взламывать процесс аутофагии, и ощущаю разницу между своими старыми

Добавить цитату