Но зверски убитый Миленой Найденыш почему-то появился не в храме, для него никто не пел песнь возвращения и победы жизни над смертью. Еще дрожащий от дикой боли и унижения паренек пришел в себя на плоском валуне. Он с удивлением оглянулся и увидел вокруг себя покосившийся частокол капища. Память паренька тоже сохранила весь ужас его убийства, да и в нем самом что-то разительно переменилось. Найденыш жил как в вязком, непрекращающемся тумане, его мысли обычно витали только вокруг того, чего бы раздобыть на ужин и как бы пробраться на чей-нибудь сеновал, чтобы переночевать с относительным комфортом. Но он никогда не думал…
«Кто я?!» — неожиданно обожгла его мозг мысль. Боль от этой мысли резала, выворачивала внутренности, тараном лупила по его разуму. «Кто я? Кто я? Да, господи, кто же я такой?». Зажав голову руками, паренек упал на колени и прижал готовую разорваться на части голову к камню. Пытка не прекращалась, первая прорвавшаяся в его мозг мысль была семечком, из которого начало разрастаться целое дерево вопросов. «Где я?», «Что со мной происходит?» и самый ужасающий — «Что мне делать?». Проснувшийся разум паренька шептал ему, что просто валяться на камне и рыдать от жалости к себе нерационально. Спина Найденыша покрылась холодным потом — что такое нерационально?! Что это за слово? Разум разъяснил ему значение этого слова.
Добила бывшего дурачка надпись, появившаяся из воздуха прямо перед его лицом. Набросанная вычурным шрифтом с многочисленными завитушками она гласила:
Поздравляем! Вы получили достижение «Мученик 1-го уровня». Вы получаете +2 к Выносливости.
У парня от удивления глаза вылезли из орбит, а надпись мигнула и исчезла. На ее месте появилась новая:
Внимание! У вас есть нераспределенные очки характеристик!
Парень прочитал… Что?! Он умеет читать? Он, которому приходилось по три раза втолковывать самые простейшие задания типа «пойди и принеси»! Даже мудрая матушка Рута, которая была в тысячу раз умнее Найденыша, грамоте была не обучена. Сообщение, висящее в воздухе, мигнуло и пропало, а вот ответ на вопрос, что же ему теперь делать в голове Найденыша не появился. Хотя не зря же он вспомнил про матушку Руту. Она всегда была добра к Найденышу, кормила вкусными пирожками и подсовывала ношеную, но все еще добротную одежку своего старшего сына.
Паренек пристал с камня, собираясь отправиться к домику Руты, но вдруг понял, что та вряд ли поверит, его рассказам про внезапно проснувшееся сознание и мелькающие перед глазами непонятные надписи. Но разум опять подкинул Найденышу подсказку — если он не будет как обычно мямлить и мычать что-то нечленораздельное, а доходчиво и аргументированно ей все расскажет, то матушка Рута обязательно ему поверит. Что?! Аргументированно?! Это что еще за слово-то?! На лице паренька отразилось отчаяние, а рассудок услужливо подсказал ему значение и этого слова.
Глава 2
Найденыш шел по Амони и не узнавал города, в котором как ему казалось, он прожил всю жизнь. Нет, он не заблудился, он знал куда идти, но у паренька захватывало дух от окружающей его красоты. Как он мог всего этого не видеть раньше!
Проходил Найденыш не центральную часть Амони, где проживали богатые горожане, соревновавшиеся друг с другом в роскоши домов, а по Кварталу Иглы и Молота, где в основном проживали ремесленники. Но и здесь Найденыш остановился, открыв рот и глядя на кузнечную мастерскую, выложенную из красного обожженного кирпича. Она напоминала формой перевернутый вверх ногами кувшин для масла, с узким носиком и широким дном. На плоской крыше кузни торчал целый частокол труб, из которых то и дело вылетали снопы искр, расцвечивая сереющее вечернее небо всполохами фейерверков. Но Найденыш не чувствовал запаха дыма или гари — магия Воздуха, раздувавшая огонь в горнах кузницы, также уносила дым на большую высоту и в сторону от города. Неприятные запахи не должны щекотать ноздри жителей славного города Амони. Не пахло даже у кожевенных мастерских, со всех сторон обставленных большими круглыми чанами, хотя в других городах от запаха кожевенников мухи на лету мерли. Или даже воробьи.
Для Найденыша открылся новый мир. Вон поскрипывает вывеска в виде сапога над мастерской сапожника. Парень сотню раз под ней проходил, а скрипа не слышал. Видел, но не замечал, что окна в доме стеклодувов не плоские, они выпячиваются наружу круглыми радужными пузырями. Слышал, но не осознавал, что перекликающиеся удары молотов в кузне звучат, как музыка железа и стали. Он бы так и ходил по городу до утра, впитывая в себя звуки, цвета и запахи. Но ноги сами вынесли Найденыша к домику матушки Руты.
Создавалось впечатление, что сидевшая на лавочке перед домом старушка в длинном коричневом платье и белом чепчике дремлет. Но когда Найденыш подошел ближе, матушка Рута открыла глаза, потянулась и поприветствовала его:
— О! Явился! И где тебя ветра носили? Забыл, что ты обещал мне мешки с мукой помочь переставить?
Та часть Найденыша, которая жила в сером тумане до убийства помнила, что матушка Рута ворчала не от злобности натуры, а просто по привычке. Найденыш и правда, частенько забывал про данные им обещания.
— Здравствуй, матушка. Прости, опять забыл, — Найденыш развел руками, изображая чистосердечное раскаяние.
Старушка поднялась с лавочки и распрямила натруженную за день спину.
— Ну чего уж там, главное ты здесь. Пошли делом займемся.
— Погоди. Я хотел спросить… кто я?
Матушка Рута от неожиданности осела на лавку. Потом подозрительно поглядела на паренька.
— Опять Шмульт тебя сливянкой угостил?! Встречу, уши старому дураку откручу!
Найденыш вспомнил, что отставной ветеран городской стражи Шмульт, действительно как-то угостил его своим крепким пойлом. Старик Шмульт участвовал в войне против духарей, попал в окружение и был поднят на копья этими злобными карликами. Но выжил и за проявленную храбрость получил в награду от бургомистра щит с именной гравировкой. Шмульт повесил этот щит над стойкой в своей корчме и, подливая посетителям сливянки собственного приготовления, брызгал слюной от ненависти к духарям и