• сок (60 % яблочного сока);
• восстановленный сок;
• напиток с содержанием сока.
Посмотрев на бутылку или пакет, мы думаем «ну, наверное, это сок», однако любой из этих продуктов может быть разбавлен водой, содержать ароматизаторы, сахар и еще много чего, что не попадает под наше обычное определение слова «сок».
Маркировка пищевых продуктов как правило не рассказывает нам, что означают те или иные компоненты в составе по отдельности.
Например: «Является ли лактат натрия из кукурузы “натуральным”? Как насчет этанола из кукурузы? Что такое кукурузный сироп с высоким содержание глюкозы? Если сукралоза сладкая и производится из сахара, это разве не тоже самое, что и сахар? Что вообще такое сукралоза?»
Каждый год на рынке появляются сотни продуктов. Поскольку технологии позволяют получать все больше новых веществ из существующих продуктов и растений, то скоро линия между «искусственным» и «натуральным» станет совсем размытой.
Указанное описание продукта также может не соответствовать нормальным порциям по компонентам. Вы ведь замечали, что все чаще на этикетках кбжу написаны не на 100гр, а на порцию, размер которой выбирает сам производитель.
Например, продукты на которых написано «с низким содержанием жира» могут квалифицироваться так, потому что в одной порции продукта действительно всего несколько грамм жира, но при этом размер порции всего 25гр. Потом мы съедим привычный нам объем и в итоге получим гораздо больше жира (или сахара), чем ожидали. И пусть это всего лишь наша ошибка, потому что мы невнимательно изучили маркировку, все равно этим не брезгуют пользоваться производители и маркетологи.
Нас постоянно пытаются запутать словами.
Например, на упаковке пишут «без сахара», а на деле там добавки, которые дают нам такой же сладкий вкус и которые являются все тем же быстрым углеводом, сахаром, его составляющим или какой-либо разновидностью, тем самым позволяя производителям ставить на этикетке эту самую надпись «без сахара».
В следующий раз придя в магазин, посмотрите на состав продукта. Если вы видите, что-либо из списка ниже, то знайте, что производитель просто хочет запутать вас.
• Фруктозно-глюкозный сироп;
• Нектар агавы;
• Кукурузный сироп (HFCS);
• Ячменный солод;
• Коричневый рисовый сироп;
• Сухая кукурузная патока;
• Декстрин;
• Декстроза;
• Диастатический солод;
• Глюкоза;
• Фруктоза;
• Лактоза;
• Солодовый сироп;
• Мальтодекстрин;
• Мальтоза;
• Меласса;
• Мед;
• Сок каштана;
• Испаренный тростниковый сок;
• Концентрат фруктового сока;
• Кленовый сироп;
• Сироп сорго.
Технически все это не сахар, но наш организм воспримет екаждый ингредиент из этого списка практически идентично сахару.
Многие люди не знают, что порядок ингредиентов в составе отображает их количество в продукте. То есть то, что стоит в начале списка состава преобладает по количеству над другими составляющими компонентами.
Производители придумали интересный ход. Например, чтобы не отображать сахар на первом месте, они добавляют 3–4 разновидности сахара. Если вы видите в составе одновременно «декстрозу, кукурузный сироп, фруктозу, кленовый сироп, мед, нектар агавы», то знайте, что вас просто вводят в заблуждение.
Производители пытаются предоставить нам больше информации о маленьких плюсах, не упоминая про большие минусы, чтобы склонить нас к покупке.
На газировке пишут «С натуральными фруктами» и не важно, что они составляют всего 1 % от всего содержимого бутылки. «Без холестерина» указывают на растительных продуктах, где его и так никак не может быть. На батончике с высоким содержанием сахара и жиров пишут «Содержит здоровый источник клетчатки» и это не смотря на то, что там всего два орешка на упаковку. «Нет искусственных ингредиентов», «Часть здорового завтрака», «Польза для вашего тела» и т. д.
Все это вводит людей в заблуждение и побуждает совершать необдуманные покупки.
Также на упаковках встречается такая маркировка как «рекомендуемое суточное потребление».
Например, «20 % кальция от суточной нормы». Что это означает? Для кого эта норма? Что будет если перебрать эту норму? В какой форме содержится кальций в продукте и какова его степень усвоения?
Это также приводит к тому, что покупатели начинают опираться на эту лишь относительно верную информацию и совершать покупки в надежде, что этот продукт принесет им пользу.
Если какое-то питательное вещество входит в состав, это не значит, что оно действительно полезно для нас.
Например, на многих продуктах указано «высокое содержание клетчатки». Но на самом деле эта клетчатка была добавлена, потому что первоначальная обработка продукта лишила его естественной клетчатки. Например, многие витамины группы B получают из каменноугольной смолы и других нефтепродуктов. Клетчатку могут делать из древесной целлюлозы или корней растений. Обычному покупателю трудно понять, что для него лучше: искусственно добавленные нутриенты или естественные источники витаминов и клетчатки из цельных продуктов.
Независимые исследования обнаружили, что на этикетках могут быть неточно указаны калории продукта. Разница может составлять 100–300 калорий. Можете поискать в сети различные информационные ресурсы по этому поводу. Вы сможете найти подробные анализы продукции западных и российских производителей и будете очень удивлены, какие именитые бренды совершают ошибки.
Некоторые диглицериды, которые тоже содержатся в обработанных пищевых продуктах, не учитываются при подсчете калорий, потому что технически они не являются жирами. Изомальтоолигосахариды указываются как клетчатка при том, что на самом деле они усваиваются как обычные углеводы и несут такую же калорийность. И еще многие другие компоненты, входящие в состав продуктов, могут не учитываться в кбжу.
В итоге это приводит к тому, что люди, которые стараются вести подсчет калорий, оказываются в ловушке из-за этих погрешностей и не могут достичь желаемого результата или получают его не с той скоростью, с которой ожидают.
Конечно 100–300 калорий не сильно скажутся на одном приеме пищи, но если вы считаете калории за весь день и за все примы пищи, то вы получите значительную прибавку.
В итоге мы ходим по кругу: чувствуем себя неудовлетворенными, когда употребляем так называемые «здоровые» продукты и отказываемся от вредной пиши. И мы даже не можем точно быть уверенны в их полезности из-за возможных неточностей в маркировке.
Подсчет кбжу против биологической реальности
Когда ученые исследовали количество потребляемой пищи людьми, они обнаружили, что механизмы саморегуляции в организме смягчают последствия небольших изменений в рационе.
Другими словами, наше тело умнее нас. Это динамичный, адаптивный живой организм, а не машина. Наше тело может увеличивать и сокращать потребление энергии в зависимости от ряда факторов, таких как: гормоны, метаболизм (например, восстановление после тяжелой тренировки) и предполагаемая доступность пищи.
Обычно при употреблении более тяжелых для переваривания продуктов, мы испытываем термический эффект (TEF), в этот момент тело увеличивает потребление энергии, то есть увеличивается расход калорий, который тратится на пищеварение.
Или наоборот, когда мы долго сидим на диете, можно заметить, что наша температура тела чуть ниже обычного. В этот момент организм уменьшает потребление энергии на метаболические функции, чтобы помочь сохранить энергию.
Значения калорий, которые мы считаем, основаны