9 страница из 83
Тема
где они были полупридушены, затем их кастрировали, вспороли им животы, вынули внутренности и тут же сожгли их, затем несчастных обезглавили и четвертовали. Предполагается, что юный принц присутствовал при казни. От Адама из Уска мы знаем, что во время проведения Генрихом IV карательной экспедиции в Уэльсе принц имел уже возможность лицезреть такую расправу в Ландовери. Тогда был казнен Ливелин ап Груффидд Фишан из Кайо за то, что умышленно повел англичан не тем путем. Записи Адама об этой экспедиции повествуют о том, как «англичане заполонили те районы [Повис] огромной силой, практически не оставив от них камня на камне, предав все огню, мечу и голоду, превратив все в пустыню, не пощадив ни детей, ни храмы, ни монастырь Страта Флориды, что дал когда-то приют самому королю; церковь его, включая хоры и высокий алтарь, была разграблена, украдены были даже жалованные грамоты, а само помещение использовалось как конюшня; в Англию в качестве слуг было вывезено более тысячи детей обоего пола». Но мало что было достигнуто этим, а принц Генрих, к тому же, подвергся унижению, когда солдатами Оуэна были захвачены его лошади и палатки. В конце месяца отец и сын отступили. [46]

2 ноября 1401 года знамя Оуэна Глендоуэра с золотым драконом на белом поле развевалось уже у стен Карнарвона. Вместе с ним стояла целая армия валлийцев, но гарнизон города вместе с жителями предпринял вылазку и прогнал их прочь. Тем не менее, Оуэн продолжал полностью контролировать всю близлежащую территорию. В начале 1402 года он предал огню Рутин, в апреле взял в плен своего старого врага лорда Грея. К этому времени Оуэн уже отправил послания королю шотландцев и «диким вождям» Ирландии, прося помощи в борьбе против их смертельных врагов, саксов.

Король предпринял попытку укрепить свое положение, заключив союз с другими влиятельными королевскими семействами. В апреле 1402 года он женился на Жанне Наваррской, вдове герцога Жана IV Бретонского, сестре короля Карла III Наваррского. В июле его дочь Бланка становится женой Людовика Наваррского, сына Руперта, герцога Баварского, который только что стал римским королем. Уже велись переговоры о заключении брака младшей дочери Генриха с юным королем Дании и Швеции Эриком, однако бракосочетание состоялось только в 1406 году.

В августе 1402 года шотландские силы перешли границу, но у Гомилдонского Холма были истреблены силами Перси. В плен попало пять графов. Учитывая жалкий список боевых подвигов короля Генриха IV, такая победа привела его в смущение. Он отдал приказ, согласно которому пленникам было запрещено платить за себя выкуп, что лишало Перси, которому король уже и без того был должен 10000 фунтов, огромной суммы неожиданного дохода. Они и без того считали его неблагодарным, король словно забыл, кто помог ему [47] обрести корону. Хотспер отказался передать монарху самого важного своего пленника, графа Дугласа. Впоследствии король еще больше разозлил Перси своим предательством Эдмунда Мортимера, зятя Хотспера. В предыдущем июне Мортимер, важный вельможа из пограничных Уэльских районов, потерпел поражение при Пиллете, возле Найтона. Его разбил Рис Гетин, один из ближайших сподвижников Глендоуэра, при этом потери в живой силе составили 1100 человек. Самого Мортимера захватили в плен и отправили в логово Оуэна в горах Сноудонии. Это обстоятельство нисколько не опечалило короля, так как оно означало для него, что дядя наследника Ричард II был убран с его пути. (У самого сэра Эдмунда было куда больше оснований, чем у Генриха, претендовать на престол Англии.) Он с самого начала запретил всякие попытки выкупить пленника. Когда Хотспер предложил ему сделать это, король выкрикнул: «Предатель!», ударил его и едва не выхватил свой кинжал. Затем последовало нечто вроде временного перемирия.

Осенью 1402 года Оуэн нанес удар в Южном Уэльсе, атаковав Абергавенни, Карлеон, Уск, Ньюпорт и Кардифф. Адам из Уска жалуется, как «тот, подобно второму ассирийцу, Божьему гневу, мечом и огнем творил неслыханные зверства». В ответ король Генрих IV собрал несметную силу в 100000 человек, если не больше, конечно, если можно верить Адаму, и скомплектовал три армии. Одной командовал принц Генрих. Адам пишет, что Глендоуэр вместе со «своими бедолагами» скрывался по лесам и пещерам. Но погода была скверной, шли дожди, град и даже снег. Англичане подозревали, что это было делом рук «того великого мага, проклятого Глендовера». Они верили в то, что он [48] был некромантом и вызвал злого духа, полагая также, что у него был волшебный камень, который выплюнул ворон и который позволял ему и его валлийцам становиться невидимыми. Ночью 7 сентября поднялся такой неожиданно сильный ветер, что королевский шатер был снесен, и если бы монарх спал не в доспехах, то был бы убит.[24] От холода и болезней солдаты стали умирать. «Воинство его сильно полегло», — записывает хронист Капгрейв. В сентябре после третьей неудачной попытки сокрушить валлийцев Генриху IV опять пришлось вернуться в Лондон. За исключением королевских замков и также замков пограничных лордов (так назывались лорды, жившие на границе с Уэльсом и пользовавшиеся относительной независимостью), которые продолжали удерживать их крошечные гарнизоны, Оуэн стал подлинным правителем Уэльса. Эдмунда Мортимера настолько разочаровал отказ короля выкупить его, что он женится на дочери Глендруэра, создав тем самым союз, еще более осложнивший ситуацию. В декабре своим арендаторам в Мелайнидде он пишет письмо, в котором заявляет о том, что присоединился к Оуэну «с тем, чтобы, если король Ричард жив, немедленно вернуть ему корону, в противном случае пусть королем Англии станет мой благородный племянник, являющийся законным наследником указанной короны, а упомянутый Оуэн получит свои права на Уэльс».

В марте 1403 года принц Генрих был назначен вице-королем пограничных областей Уэльса, став при этом в свои шестнадцать лет фактически главнокомандующим. 15 мая в Шрусбери он продиктовал Королевскому совету рапорт. В Сихарте и Глиндифдове он сжег дома Оуэна, хотя при этом «мы не обнаружили ни души». На следующий день он захватил в плен одного важного [49] валлийского вельможу, одного из военачальников Оуэна, который за свою жизнь предложил выкуп в 500 фунтов. «Но предложение его принято не было и он встретил смерть, как и его пойманные соратники». Он опустошил Мелайнидд, благодатный и густонаселенный край, хотя Повис был настолько скуден, что он заставил своих солдат самим добывать овес для своих лошадей. Две недели спустя из Шрусбери он отправляет новый доклад, в котором говорит, что так поиздержался, что ему пришлось продать свои драгоценности. Еще он предупредил о том, что валлийцы готовят серьезное наступление, а ему пришлось отвести войска, чтобы облегчить тяжелое положение замков

Добавить цитату