Она украдкой следила за Робом, пока он шел по тротуару ей навстречу. Джанин Уиллис и Александр Тодоров из Принстонского университета{11} обнаружили, что люди оценивают достоинства другого человека, его надежность, материальное положение, агрессивность и привлекательность в течение одной десятой секунды. Этот первый взгляд удивительно точно предсказывает, как люди будут относиться друг к другу даже спустя несколько месяцев. Люди редко меняют свое первое впечатление, они чаще утверждаются в своей правоте. В другом своем исследовании Тодоров{12} в течение доли секунды демонстрировал испытуемым фотографии конкурирующих политиков. Испытуемые с точностью около 70% предсказывали, кто из двух кандидатов победит на выборах.
Пользуясь своей способностью к мгновенной оценке, Джулия заметила, что Роб довольно красив, но не настолько красив, чтобы не стараться быть интересным. И пока Роб мысленно раздевал Джулию, она, наоборот, мысленно его одевала. В тот момент на нем были коричневые вельветовые брюки, гордость западной цивилизации, и темный красно-фиолетовый свитер, так что в целом Роб смахивал на весьма элегантный баклажан. Щеки у него были не впалые, но и не слишком пухлые, а это означало, что стареть он будет красиво и однажды станет самым красивым парнем в доме престарелых.
Он был высок, а так как в одном исследовании было показано{13}, что в современной Америке каждый дюйм роста соответствует 6000 долларов годового дохода, то это тоже сыграло свою роль. Помимо того, Роб излучал непоколебимое спокойствие и безмятежность, что вечно выводило из себя любого, кто пытался с ним спорить. Джулия мгновенно поняла, что этот человек благословен судьбой, что у него вполне здоровая психика и нет никаких тайных или явных душевных ран.
Но как только положительных черт накопилось слишком много, Джулия немедленно сдвинула рамку отсчета. Джулия знала, что самая неприятная черта ее характера – это склонность к чрезмерной требовательности. Ей могло нравиться общество какого-нибудь парня, но в один прекрасный день она начинала мысленно разбирать его по косточкам. Она не успевала довести свое следствие до конца, а ей уже начинало казаться, что она – Дороти Паркер[10], а парень расплылся по полу лужей метафорической крови.
Своим критическим оком Джулия сразу заметила, что Роб из тех парней, которые свято верят, что всем наплевать, вычищены ли его ботинки. Ногти были подстрижены небрежно и неровно. Более того, он явно был холостяком. Джулия не доверяла холостякам, считая их людьми несерьезными, а так как она ни за что в жизни не стала бы встречаться с женатым, это резко ограничивало круг мужчин, в которых она могла бы безоглядно влюбиться.
Джон Тирни, корреспондент The New York Times, утверждает{14}, что у одиноких людей безошибочно работает «изъяно-метр» (Flow-O-Matic) – устройство, регистрирующее недостатки потенциального партнера:
Мужчина может быть красивым и блестящим, но попадет в черный список, потому что у него, например, грязные локти. Женщина может быть партнером в большой адвокатской конторе, но в качестве потенциальной подруги ее бракуют, потому что она не знает, как правильно произносить слово Goethe.
Джулию с полным основанием можно было отнести к женщинам, исповедующим принцип «Все мужчины – подлецы». Женщины склонны рассматривать социальные контакты{15}, подсознательно руководствуясь представлением, что мужчине нужен случайный секс и ничего больше. Они ведут себя как слишком чувствительный датчик дыма в устройстве противопожарно сигнализации. Датчик тоже считает, что лучше протрубить ложную тревогу, чем не сделать этого, а то последствия будут непоправимы. Мужчина, напротив, ошибается, исходя из противоположных заблуждений. Он воображает, что у женщины есть к нему сексуальный интерес, когда его нет и в помине.
В течение нескольких мгновений Джулия успела пройти несколько циклов чередования надежд и недоверия. В конечном счете решение было вынесено, увы, не в пользу Роба – внутренний критик Джулии был слишком осторожен.
Но, к счастью, именно в этот момент Роб сказал: «Привет!»
Трапеза
Судьба распорядилась так, что Джулия и Роб были созданы друг для друга. Вопреки расхожему мнению о том, что противоположности притягиваются, люди обычно влюбляются в похожих на себя. Элен Фишер пишет в своей книге{16} «Новая психология любви»:
Большинство людей влюбляется в представителей своей этнической группы с таким же социальным, религиозным, образовательным и экономическим уровнем, в людей, обладающих схожей степенью физической привлекательности и приблизительно равным интеллектом, сходным отношением к жизни, разделяющих их ценности и интересы, а также обладающих сходными социальными и коммуникационными навыками. Есть даже данные о том{17}, что люди склонны выбирать партнеров, у которых такая же ширина носа и расстояние между глазами, как у них самих.
Одно из следствий всего этого – подсознательная склонность людей выбирать себе партнеров, живущих по соседству. Проведенное в 1950-е годы исследование показало, что из всех пар, зарегистрировавших в течение определенного времени брак в Коламбусе (штат Огайо), в 54% случаев жених и невеста жили на расстоянии не более 16 кварталов друг от друга, а в 37% случаев – не более пяти кварталов. В колледжах молодые люди чаще назначают свидания представителям противоположного пола, живущим в том же кампусе. Близкое соседство порождает доверие.
Роб и Джулия быстро обнаружили, что у них очень много общего. В комнате у каждого из них висела одна и та же репродукция Эдварда Хоппера[11]. Они, как выяснилось, как-то раз одновременно были на одном и том же лыжном курорте, и у них даже были сходные политические взгляды. Они открыли, что им обоим нравятся «Римские каникулы» и они одинаково относятся к персонажам фильма «Клуб “Завтрак”»[12]. Кроме того, они оба разделяли мнение (ошибочное), что рассуждения о стуле Имзов[13] или искусстве Мондриана – признак утонченности.
С другой стороны, оба оказались непревзойденными специалистами в таких прозаических материях, как гамбургеры и чай со льдом. Они оба немного преувеличивали свою значимость в глазах одноклассников, когда вспоминали среднюю школу. Они заглядывали в одни и те же бары и ходили на концерты одних и тех же рок-групп. Их знакомство