Анализ конкурирующих гипотез с использованием таблиц Хойера является примером одного из структурированных аналитических методов, используемых сегодня разведывательными сообществами США и Великобритании. Этот метод применим к любой проблеме, которая может возникнуть у вас, когда различные объяснения должны быть проверены друг против друга систематическим образом. Сам Хойер цитирует высказывание Бенджамина Франклина в 1772 году, когда он был послом США во Франции и так описывал Джозефу Пристли (первооткрывателю кислорода) свой подход к принятию решения:
Разделите половину листа бумаги линией на две колонки, написав поверх одной «за», а над другой – «против»… Напишите под разными заголовками короткие намеки на разные аргументы за или против этой меры. Когда я собрал аргументы подобным образом в одной таблице, я постарался оценить их относительный вес; и когда я находил два аргумента, по одному с каждой стороны, вес которых мне казался равным, я вычеркивал их. Поступая таким образом, я отыскивал, где находится равновесие… и соответственно приходил к определенному решению.
В любом реальном примере, скорее всего, будут иметься доказательства, работающие на обе гипотезы, поэтому в конце процесса необходимо составить экспертное мнение. Следуя логике научного метода, желательно отдавать предпочтение гипотезе, которая имеет наименьшее количество доказательств «против», а не той, которая имеет наибольшее количество доказательств «за». Это позволяет избежать предвзятости, которая может возникнуть из-за бессознательного выбора собранных доказательств, которые, по всей вероятности, поддержат предпочтительную гипотезу. Я предлагаю вам опробовать эту структурированную технику в тот раз, когда вам предстоит принять сложное решение.
Яркий пример важности фальсификации альтернативных теорий вместо подтверждения наиболее предпочтительных явился с неожиданной стороны – это президентские выборы 2016 года в США. То была предвыборная кампания, изобилующая обвинениями в «фейковых новостях» – включая дезинформацию, созданную и распространяемую российскими разведчиками для дискредитации одного из кандидатов, Хиллари Клинтон. Одна из историй, распространенная в интернете, включала фотографию молодого Дональда Трампа с утверждением, что в интервью журналу People в 1998 году он сказал: «Если бы я должен был баллотироваться, я бы баллотировался как республиканец. Это самая тупая группа избирателей в стране. Они верят всему, что показывают в Fox News. Я мог бы солгать, и они все равно приняли бы это. Держу пари, что число людей, голосующих за меня, будет потрясающим». Подобное звучит совершенно в духе Трампа, но единственный недостаток заключается в том, что он никогда не говорил этого журналу People. Поиск в архивах доказывает – Трамп не давал такого интервью[39]. Эта история – пример фальсифицированного утверждения. Гипотеза о том, что Трамп действительно так говорил, может быть проверена, и может быть быстро доказано, что она не соответствует действительности. Конечно, подобное могло быть коварным планом ее авторов, чтобы поддержать мнение о том, что и другие истории, направленные против Трампа, были столь же ложными. Большинство утверждений касательно веры и мотиваций не поддаются фальсификации и не могут быть опровергнуты таким очевидным способом. Требуется проницательность, чтобы прийти к заключению, которое включает в себя оценку доказательств «за» и «против», как мы видели при работе с методом Хойера.
Допущения и проверка чувствительности гипотез к изменению их параметровНа этой, второй стадии методики ВООВ важно установить, насколько ваше объяснение чувствительно к вашим предположениям и предпосылкам. Что нужно было сделать, чтобы изменить мое мнение? Часто выбор объяснения, считающегося наиболее вероятным, сам по себе зависит от критического предположения, поэтому правильный ход мысли заключается в том, чтобы сделать эту зависимость ясной и выяснить, смогут ли альтернативные предположения изменить полученный вывод. Предположения должны быть сделаны, но обстоятельства могут измениться, и тот вывод, который было бы разумно принять как факт, может со временем исчезнуть.
Структурированные диагностические методы – такие как сравнение альтернативных гипотез – имеют то большое преимущество, что они заставляют группу аналитиков прозрачно аргументировать все доказательства, побуждая, вероятно, к двойной проверке достоверности некоторой части разведывательных данных, на которых, насколько можно судить, основывается выбор гипотезы, или же выявляя лежащее в основе гипотезы предположение, которое может больше не иметь силы или которое вообще было бы неразумно высказывать в контексте исследуемой проблемы.
Как мы увидим в следующей главе, превращение объяснения в прогностическую модель, позволяющую оценить дальнейшее развитие событий, в решающей степени зависит от честности наших представлений о поведении людей. Браки основаны на предположении, что оба партнера будут сохранять верность. Но большинство союзов – это бизнес-план, который потерпел крах, потому что предположения, сделанные о поведении партнера, со временем оказались ошибочными. Политические решения могут так же потерпеть неудачу, когда допущения – о том, что общественность будет считать их справедливыми – оказываются не отражающими действительность. Ярким примером