3 страница из 80
Тема
проясняется к IV тысячелетию до н.э. Первые образцы анатолийской письменности, найденные в центре малоазийского полуострова, в излучине реки Кызыл-Ирмак, донесли до нас речь хаттов. Это глиняные таблички с клинописью. Язык хаттов был явно не индоевропейским и, как отмечено выше, близок к некоторым языкам народов Кавказа.

В III тысячелетии до н.э. в Западной и Центральной Анатолии начинают преобладать индоевропейские языки — лувийский, палайский, хеттский. Это связано с тем, что Малую Азию, как и многие другие регионы Евразии, захлестнула мощнейшая волна миграции индоевропейских племен. Прежние народы Анатолии были либо ассимилированы ими, либо оттеснены в сторону Кавказа. В связи с этим возникает вопрос, откуда пришли индоевропейцы в Малую Азию, который, в свою очередь, связан с локализацией индоевропейской прародины.

Последняя проблема породила много гипотез. По наиболее распространенной из них, прародина индоевропейцев находилась в Северном Причерноморье и Прикаспии, в степях от Днепра до Волги. В таком случае индоевропейцы могли прийти в Анатолию и через Балканы, и через перевалы Кавказа, а также кружным путем через Иран. В последнее время советские ученые Т.В. Гамкрелидзе и В.В.Иванов выдвинули предположение, что прародина индоевропейцев находилась на стыке Анатолии и Ирана, в районе озер Ван и Урмия (Резайе).

Самые древние тексты, зафиксировавшие индоевропейскую речь, оставили после себя хетты. Принадлежность хеттов к индоевропейцам ясно видна даже не специалисту в лингвистике. Некоторые хеттские слова обнаруживают родство даже с русским языком. "Небо" по-хеттски — "непис" (небеса!), "отец" — "тати" (тятя!), "нога" — "пата" (пята!), "два" — "тва", "три” — "три", "ты" — "ти", "вино" — "виана", "серп" — "сарпа", "вода” — "вадар" и т.п. Один из богов, связанный с культом грозы, назывался Перуа (русск. Перун).

В отличие от хаттов, своих предшественников, хетты при письме пользовались и клинописью, и иероглификой. Сами себя они называли неситами (неси), но соседние народы сохранили за ними название прежних жителей Центральной Анатолии — хаттов. В исторической литературе принято хаттов именовать хаттами, а неситов, как бы отмечая преемственность между обоими народами, — хеттами. {9}

Передняя Азия во II-I тыс. до н.э. {10}


Во II тысячелетии до н.э. государство хеттов было третьей могущественной державой Древнего Востока — наряду с Египтом и Вавилонией. Общество Хеттского царства было многоукладным: существовали рабы, крестьяне-общинники, наметился и переход к феодальным отношениям. Как и в других обществах Древнего Востока земли делились на дворцовые (принадлежали семье монарха), храмовые и общинные. Дворцовые и храмовые поместья находились во владении государства. Часть их раздавалась во временные условные держания, которые назывались "саххан". Это было нечто вроде лена; владелец саххана обязан был нести государственную службу. Одна из статей хеттского закона гласила: "Если кто-нибудь имеет поле как дар царя, он должен нести службу, связанную с владением этим полем". На это следует обратить внимание потому, что ленная система, присущая раннему феодализму, циклически возобновлялась в Анатолии на протяжении тысячелетий. В Византии, например, эта система развилась довольно широко. Лен, по-гречески "прония", был типичным условным земельным держанием; у сельджуков он назывался "икта", у турок-османцев — "тимар" и "зеамет".

Столица Хеттского царства — Хаттуса — обнаружена в 150 километрах к востоку от Анкары, столицы Турецкой Республики. При ее раскопках было найдено много клинописных документов, которые расшифровал и перевел чешский ученый Бедржих Грозный в 1915 г. Эти документы показали, что в XIX—XVIII в. до н.э. хатты были полностью ассимилированы неситами и сложилась хеттская народность. В хеттских текстах этого времени уже нет никаких свидетельств о существовании в Западной и Центральной Анатолии неиндоевропейских групп населения. Отдельные тексты на хаттском языке сохранились лишь как жреческие заклинания. В Анатолии бытовали еще два индоевропейских языка — лувийский и палайский, близкородственные хеттскому. Языком дипломатической переписки служил аккадский (семитский язык Вавилона и Ассирии), для скорописи писцы употребляли также шумерские словесные знаки.

Вместе с тем вклад хаттов в хеттскую цивилизацию был весьма весомым. Неситы переняли у них ряд элементов социальной организации, титулы придворных и должностных лиц, священнослужителей. Лишь в некоторых случаях хаттская титулатура была заменена хеттскими эквивалентами. Слова "табарна" (царь), "таваннана" (царица), "тухканти" (царевич) были заимствованы из хаттского языка. Были переняты также некоторые атрибуты царской власти — особый вид копья, посох-кривулина; ритуальный трон царя назывался хаттским словом "халмасуитта" (дословно: "то, на чем сидят”). Даже царская обувь — мягкая, с загнутым вверх носком, нечто вроде чувяков — была {11} заимствована у хаттов. Унаследованы были также и многие хаттские религиозные обряды.

Опираясь на достижения своих предшественников, неситы создали развитую систему ирригации, остатки которой сохранились до наших дней. Им была знакома культура не только злаковых, но и граната, других плодовых деревьев, винограда. Они знали виноделие, которое вообще считается изобретением индоевропейцев. Слово "вино" происходит от названия виноградной лозы — "виния", родственного русскому глаголу "виться". В различных формах это слово попало в языки древних египтян (вине), семитов (вайн), грузин (гвини).

Очень большую роль в хозяйстве хеттов играло скотоводство, что характерно для всех ранних индоевропейцев. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Коневодство служило главным образом военным целям. Лошадей запрягали в боевые колесницы, которые широко применялись в войнах хеттов с Египтом, Ассирией и другими странами.

Хеттское царство просуществовало до XIII в. до н.э., затем оно распалось на отдельные небольшие государства, которые сохранялись до VIII столетия до н.э. Однако на западе и юго-западе Малой Азии хеттский, а также лувийский и палайский языки оставались в употреблении вплоть до начала нашей эры. Византийские церковные писцы зафиксировали в языке исавров на юге Анатолии последние следы языка хеттов-неситов в VI в. н.э.

Сложение хеттской народности в Малой Азии из двух основных компонентов — хаттов и неситов — явилось как бы моделью для образования много веков спустя новых анатолийских этносов — сначала греков, затем византийцев и, наконец, турок. Все эти этносы возникли из двух преимущественных слагаемых — пришлых племен и ассимилированного ими местного населения.

История Анатолии хеттского периода пользуется в Турции большой популярностью. Ведь хаты, жившие несколько тысяч лет назад, смогли создать в Анатолии сильное независимое государство. Такой пример из древней истории вдохновлял многих кемалистов, турецких буржуазных революционеров, строивших на развалинах Османской империи новую Турцию.

В Анкаре можно посетить единственный в мире музей хеттской культуры. Здесь представлены образцы письменности, барельефы, орудия труда, оружие, предметы религиозного культа. Золотые и медные статуэтки львов, быков, оленей, различных божеств, служившие когда-то атрибутами торжественных церемоний, ныне скромно покоятся за стеклами музейных витрин…

Хеттская держава была тесно связана с эгейским миром, в частности, с Троей — городом, хорошо известным по древнегреческому эпосу {12} и археологическим раскопкам. Троя выступала союзницей хеттов в