— Ты зачем так подставил в последний день? — негодовали мы.
— Парни, — оправдывался Хохол, — я ж думал, что я получил иммунитет.
— Серьёзно? Ты что, не знаешь Эда? Он же воспользуется любой возможностью! — мы просто кипели от возмущения.
Часть маршрута нужно было пройти вброд по холодной воде. Одни тащили «больного», другие сгибались под тяжестью своего и чужого рюкзаков, и все понимали: это вообще не вариант!
Когда мы дошли до места, нас уже ждал вертолёт. «Больного» Хохла тащили уже на плече. И вот вертушка оторвалась от земли, и Эд разрешил достать из рюкзаков пронумерованные и замотанные плёнкой пакеты с НЗ. Мы разорвали их, и чего там только не было: бутылки с колой, копчёная колбаса, сгущёнка, хлебцы, сыр, сушёные бананы, казы, которые привёз Казах. Мы летели и запихивали в себя эти кушанья, запивая колой. Я видел в глазах людей неподдельное чувство счастья. Это была, наверное, самая вкусная еда, которую каждый когда-либо ел. Кто-то протыкал сгущёнку и пил прямо из банки. Все смеялись и уплетали за обе щёки. Это было здорово! Очень здорово!
Когда мы вернулись, я получил столько благодарностей, сколько никогда не получал ни за одно путешествие. Ребята подходили, обнимали так крепко и искренне и говорили: «Спасибо за то, что вырвал нас туда». Потому что именно там каждый из них прочувствовал вкус жизни. Остаться в живых для нас тогда — это значило не остаться живыми после тяжёлого похода в тайгу. Это были люди, которые могли позволить себе всё, которые привыкли жить в комфорте настолько, что ничто, казалось, их не может удивить. И уже мало что вызывало счастье и восторг. И эти взрослые, состоявшиеся мужчины тогда поняли, что впервые за долгие годы почувствовали себя живыми!
Глава 2
Связи
Когда я продумывал структуру этой книги, то хотел выделить основные точки роста и самые яркие моменты за тот год, о котором пишу. Что происходило в моей жизни, что я понял, к чему начал относиться по-другому и что важного для себя выделил. В предисловии я подчеркивал, насколько важно быть гибким и пробовать абсолютно разные вещи до 30-ти лет. Пока ты ещё податливый, как пластилин, пока ещё особо нечего терять и у тебя много энергии. Именно поэтому я хотел подвести небольшой итог. Это было озарением — до 30-ти лет ты можешь всё. Вообще всё! Можешь делать, что хочешь, пробовать разное, искать себя и вообще пытаться прочувствовать этот мир.
Первую главу, уже по традиции, я посвятил путешествиям, тому трансформационному, что на меня очень сильно повлияло. И главный инсайт этого путешествия: всё-таки пресловутая зона комфорта, о которой все говорят, это личностная стагнация. Это не просто мешает жить, но действительно опасно. Невозможно развиваться, что-то создавать или поменять в себе, если время от времени вот так не обнуляться. Обнуляться основательно.
Вторую главу я хочу посвятить коммуникациям. Теме, которая в этом году была для меня одной из ключевых. Я понял, насколько важны в жизни любого предпринимателя навыки результативного общения — поиск новых, нужных тебе людей, выстраивание с ними отношений и использование этих связей в интересах бизнеса и личного развития. Я убеждён, что именно коммуникация — основополагающий навык для любого предпринимателя, и его требуется постоянно развивать.
Если ты интроверт, с трудом находишь общий язык с людьми и вообще стесняешься чего-то:
подойти, сказать, попросить, продавить, — то тебя ждёт очень медленное движение по жизни, а о достижении глобальных целей вообще нет речи. Потому что понятие «коммуникация» гораздо шире, чем просто общение. Это твой контакт и взаимопонимание с партнёрами, стратегически важными людьми.
Важным аспектом коммуникации является дипломатия. Это не только взвешенное поведение в конфликтных ситуациях и спорах. Это ещё и умение грамотно пролоббировать свои интересы, не продавливая их грубо. Ведь в этом мире ты живёшь не один, потребности и желания есть у всех. А когда ты не просто в обществе, а в бизнес-социуме, то всё еще жёстче. Да, есть свои правила игры, но они, как и ситуация, динамично меняются. Поэтому нужно уметь воспринимать и пропускать через себя массу информации, оперативно включаться и быстро принимать решения. Потому тема коммуникации столь обширна.
Её важность я понял примерно пять-шесть лет назад. Тогда я был шаблонным интровертом — закрытым парнем, который никому не доверял, бизнес вёл только с друзьями, с теми, кого знал всю жизнь. Меня окружали лишь близкие люди, и их легко было пересчитать по пальцам. И хотя я всегда был голоден до знаний и саморазвития, но упорно не понимал одного. Самые большие, квантовые, скачки в мышлении я делал именно после общения с другими людьми. Всё в нашей голове идёт от людей!
Меня можно раскритиковать за то, что я не читаю книг. У меня выходит уже третья, а сам я до сих пор их не читаю. Всё потому, что этот источник информации мне попросту не подходит. По своему темпераменту, уровню энергетики я не могу сидеть на одном месте, не могу сосредоточиться. Начинается расфокусировка внимания — и вот уже плывут строчки, а мне становится скучно. Но это не говорит о том, что я вовсе не получаю информацию и знания. Просто книги — один способов познания мира, но не мой. Конкретно серия «Трансформатор» — это возможность прожить часть собственной жизни. Я больше полагаюсь на личное общение.
Недавно я захотел научиться грамотно брать интервью. Мне подарили книгу одного российского автора — долгое время он работал на радио. Я взял её в руки и загрустил — 350 страниц. Тогда я нашёл её автора, написал ему в Facebook, и мы договорились, что за обозначенную сумму он изложит мне всё, что написано в его книге, и ответит на все мои вопросы. Признаюсь, до сих пор мы ещё не встретились, но факт остаётся фактом: сейчас я могу найти нужного мне эксперта, чтобы получить от него необходимую информацию.
Если в моём бизнесе провисает какое-то направление, в котором я не разбираюсь, то тут же нахожу лучшего спеца в этой теме и договариваюсь о встрече. Сейчас мне хватает и пары часов общения, чтобы вникнуть в тему, поверхностно её понять и уже начать что-то внедрять. Если требуется погрузиться ещё глубже — есть специализированные форумы, курсы, тренинги. И, конечного же, люди,