Пожалуй, в мире нет места, где одежда говорит громче, чем в Вашингтоне, округ Колумбия. Если, по мнению некоторых критиков, одежда не имеет значения, ее никто не замечает, она поверхностная и глупая, почему ей придают такое значение самые могущественные люди в мире? Почему мы так пристально наблюдаем за тем, во что одеты женщины-политики? Давайте разберем несколько примеров.
В попытке дискредитировать заявление конгрессмена от штата Нью-Йорк Александрии Окасио-Кортес о ее финансовых обстоятельствах журналист опубликовал в Twitter пост о том, что ее пиджак и пальто «не выглядят как у девушки, которая выживает»[44]. Этот вывод он сделал на основе фото, сделанного со спины без ее ведома и согласия. Когда Аянна Прессли (Массачусетс) была избрана, в своей победной речи она спросила: «Может ли женщина-конгрессмен заплетать волосы в косички, носить черную кожаную куртку и пользоваться ярко-красной губной помадой?»[45] Мелания Трамп хоть и не была избрана официально, но ее осудили за то, что она появилась в куртке от Zara с надписью «I Really Don’t Care Do U?» (Мне наплевать, а вам?), когда отправилась в центр содержания мигрантов навещать детей, разлученных с родителями на границе США и Мексики, а в Техасе после урагана Харви появилась в туфлях на высоких каблуках от Manolo Blahnik. В ответ на такой выбор обуви журнал Newsweek взял интервью у антрополога Хелен Фишер и спросил, почему столь многие женщины в окружении Дональда Трампа носят высокие каблуки. «В обуви на высоких каблуках ягодицы выдаются назад, а спина выгибается, принимая естественное положение для ухаживаний у млекопитающих, – на самом деле для соития, – которое называется лордозом, – ответила Фишер. – Это естественная сексуальная поза, которую мужчины мгновенно расценивают как готовность к сексу. [Каблуки] это «призывный» сигнал»[46]. Одежда делает человека. Судя по всему, в политике это же самое правило можно применить к внешнему виду женщин из окружения Дональда Трампа.
Блогеры и ведущие ночных ток-шоу снова покачали головами, когда миссис Трамп надела пробковый шлем, который прочно ассоциируется с европейскими колониалистами, во время сафари в Кении. Это был выбор одежды, который CNN назвала «ужасающе оскорбительным для многих африканцев»[47]. Один историк сравнил ее выбор головного убора с «появлением на хлопковой ферме в Алабаме в форме конфедератов»[48].
Но мы не будем продолжать обвинения. Я никогда не встречалась с миссис Трамп и могу только догадываться о ее намерениях. Моя работа заключается в том, чтобы показать, как в отсутствие другой информации выбранная нами одежда говорит сама за себя. Посмотрите: миссис Трамп редко дает интервью, на ее лице мало эмоций – это ее право, но она находится в уникальном положении, когда всем до смерти хочется узнать, что она думает. На фоне ее спокойствия одежда практически кричит.
Мне могут возразить, что одежду супруги президента несправедливо критикуют и намеренно интерпретируют не так. По иронии судьбы, эту досаду разделяет и бывшая соперница ее мужа Хилари Клинтон. В 2010 году журналистка попросила Клинтон, которая в то время была госсекретарем США, назвать кого-нибудь из ее любимых дизайнеров. Ее ответ: «Вы бы задали этот вопрос мужчине?»[49] Мелания Трамп сама сказала прессе в Африке: «Мне бы хотелось, чтобы людей интересовало то, что я делаю, а не то, что на мне надето»[50]. О, но дело-то как раз в этом! То, что вы надеваете, и ЕСТЬ то, что вы делаете. Вне зависимости от политики или партии одежда остается единственной областью, в которой люди в политических кругах – и особенно женщины – не могут промолчать. Госсекретарь Клинтон когда-то попыталась отвлечь внимание от своих образов, выбирая невнятную одежду и сделав брючный костюм своей визитной карточкой. Но, видите ли, даже «скучная» одежда все равно делает некое заявление. Вот что написала о миссис Трамп ведущая модной колонки в The New York Times Ванесса Фридман:
«Одежда – это символ действий и действующее лицо. Поверхностна ли она? Не в большей степени, чем внимание к любому виду символизма. Любая одежда – это сценический костюм, в котором мы играем самих себя»[51]. Это наблюдение относится ко всем нам. Стиль – это платформа для историй, которыми вы делитесь с другими людьми, рассказывая, кто вы такой (как в Instagram!).
Итак, что вы имеете в сухом остатке?
1) Ваша одежда разговаривает. Осознаете вы это или нет, хотите вы этого или нет, но выбранные вами вещи – это сценический костюм, который вы надеваете, чтобы сыграть в нем историю вашей жизни.
2) Одежда подает другим людям сигналы, которые могут или не могут достоверно передавать то, что вы хотите сказать.
3) Другие люди будут реагировать на вашу одежду. Разумеется, вы можете носить все, что захотите, и при этом вы заслуживаете безопасности и уважения при любых обстоятельствах! Но на практике, выбирая наряд, тщательно продумайте, чего вы хотите добиться от других людей. Как вы хотите, чтобы они на вас отреагировали? Увидели в вас человека, обладающего властью или открытого и общительного? Серьезного или веселого?
Вы хотите показать им, кто вы такой и откуда вы, или предпочитаете оставаться анонимным? Привлечь к себе внимание и выделиться или быть незаметным, чтобы вас оставили в покое? Эти желания могут меняться. Оцените ваше настроение и задайте себе эти вопросы, когда подойдете к гардеробу.
Как одежда влияет на ваши эмоции
Умение хорошо одеваться – это одновременно искусство и наука. Возможно, вы только что прочли эту фразу и подумали: «Постойте, нужна ли мне наука о том, как одеваться?» Некоторые скажут: «Нет!» Но модная психология основывается на научно обоснованных исследованиях. И я не единственный эксперт, который полагается на них. Консультанты брендов, признанные антропологи и маркетологи, регулярно используют научные методы и стратегии, чтобы попытаться понять, что заставляет нас покупать одежду. Начиная с примитивных сексуальных сигналов и заканчивая политикой, наша одежда говорит за нас, но в основе отношений с одеждой лежат эмоции.
Как мы уже установили, то, что вы надеваете, влияет на ваше настроение, энергию и поведение. Давайте обратимся к некоторым исследованиям, которые это доказывают. В 2012 году психологи Хэйо Адамс и Адам Д. Галински из Северо-Западного университета опубликовали прорывное исследование под названием «Одежествеленные способности» (Enclothed Cognition).
В этом исследовании они пришли к выводу, что «одежда систематически влияет на психологические процессы того, кто ее носит». В результате серии тестов и экспериментов психологи выяснили, что белый лабораторный халат «обычно ассоциируется с вниманием и осторожностью». Когда участники исследования носили лабораторный халат, они демонстрировали больше внимания и сосредоточенности. Тем не менее это происходило только в том случае, если это был лабораторный халат врача. Когда другой группе сказали, что это халат художника,