В модной психологии сталкиваются сама психология, политика, религия, раса, пол, национальность, возраст, социальный слой и культура, говорим ли мы о воротниках-бантах на блузках или о брючных костюмах, о худи чернокожего подростка или о свитшоте за 895 долларов от Balenciaga с рисунком из уличных граффити, которую носит Тейлор Свифт (да-да, такое было)[21]. Что провоцирует в нас буркини?[22] А что насчет кроссовок Yeezy Boost? Почему Стив Джобс носил одну и ту же одежду каждый день? А как одевается его преемница Элизабет Холмс? Что говорят рэперы дизайнерскими логотипами и бриллиантовыми накладками на зубах? Что мы ощущаем, когда Ким Кардашьян сочетает платье из латекса неонового цвета с роскошной машиной такого же неонового цвета? Как Instagram влияет на покупателей? Как под влиянием селфи Кайли Дженнер у подростков возникает тяга к пластической хирургии? Главы государств, студенты, представители крупных модных лейблов, ведущий передачи «Доброе утро, Америка» и многие другие просили меня поднимать эти и другие вопросы. Как только вы поймете, насколько сильно мода влияет на восприятие, вы сможете управлять этой силой.
Но сначала давайте вернемся к этим мгновенным оценкам. Серьезное исследование, результаты которого были опубликованы в журнале Psychological Science, показало, что мы определяем привлекательность, степень доверия, компетентность и агрессивность другого человека за 100 миллисекунд[23]. Всего-навсего. В поддержку этой точки зрения приведу цитату из интервью певца, комика и дрэг-квин[24] Трикси Маттела. «В обществе, – сказал он в интервью New York Magazine, – мы то, во что мы одеты»[25].
Если вы в полицейской форме, вы коп, объясняет он, вы облечены властью. Если вы в медицинском халате, вы врач, интеллигент, обладаете властью, но еще и заботитесь. Если вы с головы до пят одеты в одежду спортивного лейбла Lululemon, вы – обеспеченный поклонник здорового образа жизни. Мы редко ставим под сомнение то, что видим, как не сомневаемся и в правильности подобных утверждений. Мы инстинктивно убеждены, что первое впечатление верно. Но так бывает не всегда, хотя такая вероятность существует. К примеру, когда люди испытывают стресс или переживают серьезные испытания, может показаться, что у них душа нараспашку. Говорят, глаза – это зеркало души. Я говорю, что одежда – зеркало души. Когда человек в депрессии надевает неряшливую, грязную одежду, это тоже пример того, как одежда иллюстрирует настроение. В конце концов, выбор одежды отражает целую палитру эмоций, в число которых входят и эмоции неприятные. Такой была ситуация у моего клиента Джима. Давайте с ним познакомимся.
Все истории были включены в книгу с согласия моих клиентов. В некоторых случаях я изменила имена, чтобы защитить частную жизнь.
История клиента: что происходит с человеком, у которого разбито сердце?Когда я впервые встретилась с Джимом, ему было за сорок. Он как раз разводился со своим мужем, с которым у него общие дети. Хотя Джим сделал хорошую карьеру в юриспруденции, в тот момент в его жизни царил эмоциональный хаос. Несмотря на сильнейший личностный кризис, он чувствовал необходимость сохранять видимость благополучия на работе. И все же при каждой нашей встрече я замечала, что на его рубашке не застегнута пуговица или две или она не полностью заправлена в брюки. Когда я аккуратно намекнула ему на это, уровень его тревоги мгновенно вырос, а самоуважение рухнуло. Ему казалось, что не завязанный шнурок на ботинке доказывал, что у него проблемы. Хуже того, посторонние это понимают. Его неопрятная внешность была внешним симптомом упадка духа. У Джима не было моральных сил беспокоиться о таких мелочах. Глядя на себя в зеркало, он видел того человека, которым он стал: разведенный, разлученный с людьми, которых он больше всего любил, не имеющий ничего общего с тем, каким он когда-то был. Поэтому Джим избегал зеркал. Но то, что он игнорировал свою внешность, только усиливало его тревогу и продолжало уменьшать его чувство самоценности.
Рецепт стиляТак как же я помогла Джиму? Я не посоветовала ему пойти и купить новый костюм от Ralph Lauren, хотя он был ему по карману.
Вместо этого во время нашего третьего сеанса я попробовала применить к нему познавательную поведенческую терапию. Я попросила Джима сосредоточиться на его рубашке и, не торопясь, медленно и аккуратно застегнуть каждую пуговицу. Затем я попросила его по кругу заправить ее в брюки. Дальше я попросила проверить, правильно ли застегнут его ремень. К удивлению Джима, эти простые осознанные действия и уход за собой помогли ему снова обрести ощущение контроля. Когда Джим на какое-то время уделил все свое внимание одежде, он в этот момент не мог думать ни о чем другом. Он был вынужден находиться в настоящем, а не гонять по кругу неприятные мысли. Таким простым способом я показала Джиму, что он по-прежнему способен успокоить мозг, ухаживать за собой и относиться к своей внешности как к приоритету.
В течение тех месяцев, что я работала с Джимом, я помогла ему определить его чувства. Вместо того чтобы говорить: «Моя жизнь – катастрофа», с моей помощью он смог четко описать свои эмоции: «Я беспокоюсь, что навсегда останусь одиноким. Я испытываю глубокую печаль, когда скучаю по детям». Потом мы начали работать над тем, чтобы определить конкретные шаги для того, чтобы он мог обрести силу. Джим мог договориться о ланче со своим братом, записаться на бесплатные занятия с личным тренером в новом спортзале и так далее.
Пока он, не торопясь, занимался своей внешностью, ему удалось найти ощутимый, действенный способ двигаться дальше, пережив кризис, а не застряв в нем.
Самовыражение с помощью одежды – это не новость. На самом деле оно старо как мир. Или, по крайней мере, появилось в Средние века, когда, по мнению историков, люди впервые начали носить одежду для обозначения своего положения в обществе[26]. Факт в том, что мы очень давно используем нашу одежду для обозначения пола, принадлежности к той или иной группе, классу,