Для осмысления этого правила было бы полезно узнать (или вспомнить) историю самого Лахири, то, как мастер пришел к жизни семейного человека. Переняв у Бабаджи учение крийя-йоги вдали от жены и детей, он был исполнен счастьем и не хотел возвращаться в родной дом в Каши. И лишь Бабаджи убедил его вернуться к прежней жизни и оставаться верным своим мирским обязанностям. Действительно, только вернувшись к семье, Лахири сумел превозмочь скрытые слабости и достичь высших состояний крийя-йоги.
Правило 3. Не сооружайте алтаря: внешние образы отвлекают.
Когда кто-то из учеников просил у Лахири его фотографию, на эту просьбу он нередко отвечал следующим образом: «Во-первых, в фотографии нет необходимости, она не принесет духовной пользы, а во-вторых, каждый, кто использует фотографию в духовной практике, рано или поздно забрасывает садхану[6] и начинает просто поклоняться фотографии».
В организации, где начался мой путь крийи, перед храмом был установлен алтарь с фотографиями и живописными портретами мастеров, среди которых был и Лахири Махасайя. По сложившейся традиции, перед началом занятий мы совершали поклоны этим изображениям. Вскоре я настолько привязался к ним, что был уже не в состоянии медитировать без этих фотографий и картин. (Я даже всюду носил с собой походный алтарь.) Порой, когда мой разум приходил в тревожное состояние, я просто глядел на изображения; это была обыденная практика, которая к тому же поощрялась.
В то время я и понятия не имел, что Лахири не поощрял такие обычаи. Крийя почти всегда сосредоточена на пране в человеческом теле; если же центром внимания является не прана, им становится дыхание или конкретные физические движения. Когда мы не заняты выполнением техник, мы либо отдыхаем, либо служим ближним, и между этими действиями почти не остается зазора. Дхарана, или обычная медитация, уже не требуется: у разума просто нет возможности для праздного блуждания.
Тем не менее одна фотография Шьямы Чарана Лахири все-таки существует и имеет весьма интересную историю (которая известна в нескольких вариантах): согласно семейному преданию, Лахири однажды позволил снять себя профессиональному фотографу (Гангадхару Дэ). Подготовив камеру к работе, Гангадхар посмотрел в видоискатель и не увидел мастера. Сперва он подумал, что с аппаратом что-то не так. Но проверив его исправность на других объектах, фотограф понял, что свет по какой-то необъяснимой причине не отражается от тела Лахири в объектив камеры. Гангадхар объяснил мастеру свое затруднение, и йог, выслушав фотографа, предложил ему снова посмотреть в видоискатель. На этот раз образ Лахири был виден, и Гангадхару удалось сделать один снимок. Это единственная известная фотография Шьямы Чарана Лахири.
Сам Лахири не хранил фотографий своего Гуру Бабаджи, как и никаких изображений богов и святых. Он настаивал на том, что застывшие изображения только мешают сосредоточиться на крийе; изображение двойственно и направлено во внешний мир, тогда как крийя направлена в мир внутренний. Время, затраченное на поклонение фотографии, было бы лучше посвятить служению Богу, который внутри нас. Разглядывая фотографию, мы направляем энергию вовне, тем самым создавая в этом направлении двойственный устойчивый энергетический образ. Поклоняясь внутреннему через практику крийи, мы разрушаем подобные образы.
Правило 4. Ваш Гуру — не человек, но сам Бог.
Бог пребывает внутри человеческого «Я», являясь истинным Гуру[7], или Садгуру[8], каждого ищущего. Отбросьте ложные представления о том, что Гуру — внешний образ или вместилище, принявшее форму мужчины или женщины. Как только вы утвердитесь в этом, отпадет необходимость поклоняться кому бы то ни было, видя в нем так называемого Гуру, или изображению этого человека. Идеализация любой материальной формы только отвлекает. Многие провозглашали себя Садгуру, однако ни одно разделенное существо не в силах должным образом выполнять эту функцию, и лишь очень немногие из рожденных на свет по-настоящему восприимчивы к подлинному Садгуру, который един для всех и пребывает в каждом живом существе. Если ученик человека, выдающего себя за Садгуру, верит всевозможным, якобы сверхъестественным, доказательствам того, что его учитель — Садгуру, значит, можно не сомневаться — он просто ошибочно принимает действия человека за действия Бога, Подобные представления ввели в заблуждение многих и, несомненно, собьют с истинного пути еще большее число последователей.
Некоторые называли Шьнму Чарана Лахири своим Гуру. В Индии словом гуру традиционно называют учителей. Лахири был учителем и поэтому не возражал против такого именования. В то же время он осуждал знаки почтения (поклоны), которые обычно ассоциируются с отношениями «Гуру — ученик», со стороны своих последователей, объясняя, что истинный Гуру (Садгуру) — внутри каждого.
Может показаться, что нижеследующий рассказ противоречит Правилу 4, но стоит над ним поразмыслить, и станет ясно, что это не так. Лахири говорил о своем учителе Бабаджи как о самом Кришне. Позднее он писал, что Кришна он сам. Причина этого кажущегося противоречия в том, что мастер рассматривал себя и Гуру как одно и то же лицо. Это справедливо и в отношении каждого человека. Гуру есть в каждом из нас как наше истинное Высшее «Я», которое является Богом и пребывает в единстве со всем сущим. Единственное различие между нами и мастером состоит в том, что Лахири привел свои действия в согласие с Садгуру, став таким образом его идеальным инструментом.
Для Лахири Гуру является просто важным аспектом Бога, который помогает нам в практике крийя-йоги или любом другом сознательном духовном поиске в качестве внутреннего источника. Я часто называю этот аспект Гуру-Принципом или Гуру-Аспектом Высшей Личности, чтобы четко разграничить его с понятиями Гуру и Садгуру, которые часто понимаются неправильно.
Что касается меня, с тех пор, как я пересмотрел свое понимание Гуру, мой духовный прогресс значительно ускорился. Знание, что «сила» всегда с тобой, наполняет душу покоем. К сожалению, многие приверженцы организации, в которой я некогда состоял, сочли эти взгляды предательством по отношению к нашему «истинному» Гуру, основателю этой организации. Так или иначе, они забыли слова этого выдающегося йога: «Почему ты зовешь меня Гуру? Разве не знаешь, что только Бог — Гуру?»
Правило 5. Крийя-йога должна прийти на смену всем ненужным практикам.
Техники крийя-йоги самодостаточны. Чтобы взращивать преданность, не нужно больше никаких внешних проявлений — ни песнопений, ни посещения святынь. Для развития подлинной любви и верности хватит одной только практики крийи. Человеку гораздо лучше сконцентрировать свою энергию на развитии непрестанного осознания Духовного Ока или совершенствовании выполнения техник крийи. Мы должны обуздать свою склонность к излишнему усложнению.
В качестве наглядного примера ограничений, которыми становятся для нас внешние проявления преданности, можно привести следующую историю. Один человек, большой любитель папайи, никогда не пробовал