Марк бросил взгляд на торговца оливковым маслом и подумал, повезет ли когда-нибудь корабль, который он строит, товары этого купца. «Другими словами, закончу ли я корабль когда-нибудь?»— мрачно думал Марк.
Может быть, ему следует сделать то, что предложила Арайлисс, и попробовать поговорить с Мастером Варнаввой. «Варнавва, наверное, откажется со мной видеться,— размышлял Марк,— но, как говорит Арайлисс, за спрос не ударят в нос. Да,— решил он.— Я попытаюсь встретиться с ним прямо сейчас».
Задумавшись, Марк натолкнулся на маленького пожилого человека, который оказался на его пути. Пожилой человек не удержался на ногах и упал на пыльную землю. Марк подскочил на помощь, извиняясь за свою неуклюжесть. Он помог человеку подняться на ноги.
Когда маленький человек встал, сердце у Марка сжалось. Он понял, что только что сбил с ног мастера кораблестроения Варнавву. Марк стоял на своем месте безмолвный и объятый ужасом. Как мог он быть таким неуклюжим? Как мог он быть таким невезучим? Варнавва отряхнул одежду и осмотрел себя, не поранился ли он. «Со мной все в порядке, молодой человек, но вы смотрите на меня, как будто я смертельно ранен»,— произнес Варнавва в явном смущении от вида молодого человека.
— Я... Пожалуйста, извините меня, Мастер Варнавва. Можете ли вы простить меня? — умолял Марк.
— Уже все забыто, парень, не нужно тревожиться. Куда ты направлялся в такой спешке?
— Шел, чтобы найти вас, Мастер,— слова слетели с языка Марка, когда он еще не успел прийти в себя.
— Вот так так! Твой вопрос, наверное, большой важности, раз ты так задумался и так торопился.
— Это вопрос жизни или смерти,— отвечал Марк.
Варнавва с интересом посмотрел на Марка и направился к мраморной скамье у фонтана двора. «Идем. Давай сядем, и ты расскажешь мне об этом самом важном деле».
Они сели вдвоем. Марк объяснил свою ситуацию и рассказал о сложностях с поиском достаточного числа опытных работников. Затем он объяснил, то его жена посоветовала ему разыскать Варнавву, чтобы просить у него совета и, может быть, поучения. Варнавва внимательно и терпеливо слушал, пока Марк не закончил свою историю.
— Вы мне поможете, Мастер? Вы скажете мне, как это сделать? Я просто в отчаянии.
Варнавва похлопал Марка по колену и произнес: «Редко все настолько хорошо, как кажется, или настолько плохо, как кажется». Он взглянул в глаза Марка и увидел что-то, что произвело на него впечатление. Он не мог точно это определить, но это всколыхнуло какие-то чувства, скрытые в далеком прошлом.
Варнавва встал, взял руку Марка в обе свои руки и произнес:
— Я подумаю над твоей ситуацией. Я не говорю, что помогу или не помогу тебе, но я согласен встретиться с тобой завтра на этой скамье, когда солнце будет прямо над головой, если ты на это согласен.
— Да, Мастер, все что угодно. Я буду здесь. Я обещаю.
После этих слов Варнавва ушел, а Марк остался сидеть на скамье. Голова у него шла кругом от встречи.
Глава 4. Варнавва предлагает Марку заключить соглашение
Арайлисс не могла скрыть своего потрясения, когда Марк рассказал ей о событиях дня. — Как ты мог сбить его с ног?— спросила она недоверчиво.
— Это была случайность, но все обошлось, потому что завтра мы встречаемся снова.
— Иногда случайность бывает неслучайно,— подумала Арайлисс.
Следующим утром Марку казалось, что время тянулось бесконечно долго. Юлий понимал, что что-то целиком занимало мысли его начальника, но он и не догадывался, что это могло быть. Марк пошел на рынок в обед и направился к фонтану, как и договорились. Он нашел Варнавву, который уже ждал его, с удовольствием сидя на скамье в тени великолепной ивы. Атмосфера была очень спокойной, несмотря на то, что это место было прямо напротив рынка с его шумом и голосами торгующихся.
— Добрый день, Мастер Варнавва,— произнес Марк, подойдя к скамье.
— Приветствую, мой юный друг. Присаживайся, давай немного поговорим.
Марк опустился на скамью и стал смотреть на доброго и мягкого человека, сидевшего рядом.
— Я хорошо подумал над твоей ситуацией,— произнес Варнавва.— С твоей проблемой в нашем деле теперь сталкиваются очень многие. Впрочем, она может быть решена через некоторые на удивление простые вещи.
Марк не мог скрыть своего недоумения. Как решению проблемы таких масштабов могут помочь простые вещи?
Варнавва продолжал:
— Буквально каждое дело сегодня преуспевает или терпит неудачу из-за руководства. Меня в молодости научили пяти очень важным принципам руководства. Я применил их в своем деле и стал самым успешным кораблестроителем в Средиземноморье. Я говорю это не для хвастовства, а для того, чтобы ты понял силу этих пяти принципов.
Если ты научишься им и будешь их применять, тебя тоже может ждать большой успех. Эти принципы просто понять, но ты никогда не должен недооценивать их силу. Кроме того, простой не означает легкий. Это потребует изменения образа мыслей и конкретной направленности. Я хочу научить тебя этим пяти принципам, но только при двух условиях. Во-первых, после того как ты узнаешь о новом принципе, ты должен приложить 100 процентов усилий на его претворение. Не трать мое время, стараясь лишь в полсилы. Согласен ли ты с этим условием?
— Да, Мастер. Я сделаю все, что вы скажете, и приложу к этому все силы.
— Хорошо. Теперь второе условие. Может прийти время, когда мне от тебя потребуется особая помощь. Если я со своей стороны выполню обещание и научу тебя, как решить проблему с людьми, придешь ли ты мне на помощь?
Марк секунду сомневался, думая, что мог бы сделать он когда-либо для такого человека, как Варнавва.
— Да, Мастер. Я приду вам на помощь, если я буду нужен вам и когда я буду нужен вам.
— Отлично. Теперь, когда мы договорились, готов ли ты к первому уроку?
Марк выпрямился.
— Да, Мастер, я готов.
— Хорошо, — ответил Варнавва. Марк, позволь мне спросить тебя, какая у тебя работа?
— Моя работа, Мастер?
— Именно. Какая у тебя работа?
— Мастер, я строю корабли.
— Ты строишь? — спросил Варнавва.
— Да, — ответил Марк в полном замешательстве.
— Это твой первый урок. Твоя работа руководителя — не строить корабли, а выстраивать людей. Корабли — лишь сопутствующий продукт твоих усилий. Принципы, которым я научу тебя, работают в любом деле, будь то строительство кораблей, производство оливкового масла или торговля мрамором. Видишь ли, самая главная твоя работа как руководителя — выстраивать людей, иначе твои усилия наверняка будут напрасными.
Ты не можешь все сделать сам. Чтобы достигнуть