5 страница из 73
Тема
муж до сих пор на взводе? Наш большой гиппокамп и маленькие миндалины позволяют нам лучше справляться с выплесками эмоций, чем мужчинам, - особенно когда дело касается страха или агрессии. Отфонтанировав эмоциями, мы легко берем себя в руки -спасибо гиппокампу.

Сильный стресс стимулирует работу миндалин и парализует гиппокамп -вот почему бывают случаи, когда вы впадаете в панику, но не можете вспомнить, что ее вызвало. Самые серьезные проблемы начинаются при хроническом стрессе, когда гиппокамп не только оказывается бесполезен, но и теряет свои клетки. Он атрофируется, больше не может успокаивать беснующиееся миндалины, и все реакции на стрессогенные факторы усиливаются. Мы наблюдаем это у людей с посттравматическим расстройством - и такое может случиться с любым, кто испытывает хронический стресс.

Умение распознавать чувства и намерения окружающих - социальное чутье - считается квинтэссенцией женской сущности. Чем лучше мы улавливаем тревожные сигналы своего тела (например, учащенное сердцебиение), тем лучше мы способны судить о своих и чужих чувствах. Островковая доля головного мозга - ответственная за самоощущение, эмпатию и межличностные коммуникации - у женщин значительно больше. «Островок» - не только орган «шестого чувства»; он помогает нам анализировать сигналы нашего тела. Так называемая «женская интуиция» на протяжении веков помогала женщинам выполнять их традиционные роли кормилиц и воспитательниц: угадывать, когда мужчина может проявить агрессию или бросить своих детей или когда малыш, еще не умеющий говорить, заболел или проголодался.

Мужчины далеко не так восприимчивы, как женщины. У них в мозгу меньше не только «харда», отвечающего за речь и эмоции, но и за распознавание и оценку. Так что вам не мерещится, будто ваш бойфренд в пяти случаях из десяти сам не знает, что он чувствует (это называется алекситимия), а говорить о своих чувствах умеет и того хуже. Тестостерон ослабляет способность считывать эмоции окружающих «по глазам». На участливость человека влияет в том числе и то, насколько он угадывает потребность того, кто с ним рядом: вот почему мужчины порой нам кажутся эгоистами.

Мы чувствуем конфликтные ситуации острее, чем мужчины, и сильнее расстраиваемся. Несомненно, отчасти это приобретенный навык, поскольку всех мирить приучают чаще девочек, чем мальчиков, но здесь присутствует мощная биологическая подоплека. Когда мужчине что-то угрожает, его организм переключается в режим «дерись или беги», а адреналин подскакивает, обеспечивая мышцы энергией. Когда стресс настигает женщину, она, как правило, ведет себя по сценарию «ребята, давайте жить дружно». Женщины более склонны объединяться перед лицом опасности, спасая детей и друг друга, и побеждать врага числом. Окситоцин - гормон, выделяющийся у женщины после оргазма и во время кормления грудью или общения с ребенком, - побуждает к социальному, доверительному поведению, в то время как тестостерон подпитывает поведение агрессивное и соревновательное. И у мужчин, и у женщин высокий уровень тестостерона ведет к снижению уровня окситоцина и наоборот, так что между агрессией и заботой идет вечный бой. Выброс окситоцина влияет на женщин сильнее, чем на мужчин, делая нас более щедрыми и участливыми. Также он помогает нам определять «своих» и «чужих». Во враждебной или неблагоприятной обстановке окситоцин способен усилить реакцию на стресс и даже спровоцировать агрессию против чужака. Например, защитная материнская агрессия подпитывается как раз окситоцином.

Девочки держатся вместе и поддерживают мир и дружбу в своей компании при помощи общения. Доверительная болтовня вызывает прилив дофамина - одного из гормонов, отвечающих за удовольствие, -и окситоцина. У девочек-подростков выработку дофамина и окситоцина запускает эстроген. В середине месячного цикла концентрация этих гормонов достигает максимума - а вместе с ней болтливость и жажда излить душу. В то время как женщины предпочитают обсуждать свои проблемы с подругами, мужчины стремятся преодолевать их в одиночестве и молча, ведь тестостерон не способствует разговорчивости и социальной компетенции. Мальчикам для самооценки требуется независимость, а не социальные связи, - конфликт и соперничество не давит их так, как нас. Так уж они устроены - и, что важно, такими они и должны быть.

У женщин лучше развита связь между теми областями мозга, которые отвечают за обработку эмоций. Таких областей у женщин девять, а у мужчин всего две. К тому же процесс обработки эмоций у женщин -билатеральный: в «диалоге полушарий» идет обмен сигналами между «аналитическими» и «эмоциональными» областями, в то время как у мужчин он концентрируется в одном полушарии. Можно сказать, что женщина использует весь свой мозг в ситуации, когда мужчина напрягает лишь половину. Женщины явно лучше мужчин справляются с несколькими задачами одновременно. Мужчинам сложнее выделить из них наиболее важные, и они медленнее переключаются с одного вида деятельности на другой.

В мозгу мужчины лучше развиты связи в пределах мозжечка - центра управления движениями, поэтому у мужчины между «увидел» и «сделал» проходит меньше времени, чем у женщины. Мужчины, как правило, лучше женщин справляются с заданиями, требующими моторных навыков и ориентации в пространстве, зато женщины успешнее распознают эмоции и лучше владеют языком невербального общения. Также мы обгоняем мужчин в соревновании «найди на кухне соль», потому-то именно у нас домашние спрашивают, что где лежит в квартире, - и мы всегда знаем ответ. Испокон веков мужчины занимались охотой, а женщины - собирательством, поэтому женщине было жизненно необходимо помнить, где именно можно найти хорошую пищу.

Разумеется, говорить о гендерных различиях надо с осторожностью, поскольку «мужские» и «женские» качества могут сочетаться у каждого человека в очень разных пропорциях, а воспитание и культурная среда играют в их формировании почти такую же важную роль, как биология. Наши врожденные и приобретенные качества находятся в неразрывной взаимосвязи. Исследований детей-гермафродитов, которых воспитывали как представителей определенного пола, крайне мало, однако они помогают нам понять: влияние биологических факторов нельзя недооценивать. Скажем, агрессивность, когда мы играем во дворе в баскетбол, в большей мере определяется балансом тестостерона и эстрогена, чем всем тем, чему нас учили мама с папой.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Природа снабдила женщин массой преимуществ - от особого устройства мозга до гормональной системы, - но у женственности есть и обратная сторона. Эти же свойства делают нас более предрасположенными к депрессии и тревожности. Дети страдают депрессивными расстройствами независимо от пола. У взрослых женщин депрессия встречается в два раза чаще, чем у мужчин, а такие неврозы, как панические атаки и состояние общей тревожности, - в 2-4 раза чаще.

Зона риска начинается в подростковом возрасте и заканчивается в районе шестидесяти лет, когда прекращаются гормональные циклы. Факт того, что депрессия у женщин диагностируется чаще, чем у мужчин, объясняется по-разному: на женщин сильнее давит общество, женщины в принципе чаще обращаются за помощью к психологам и психиатрам, врач относится к

Добавить цитату