2 страница
люди платят налог с экономической прибыли за безопасность своей жизни, а за счет этих средств стражи, целиком посвятившие себя военному искусству, получают продовольствие, которым их обеспечивают ремесленники. Мысль Платона звучала так: «Если стражи приобретут в частную собственность земли, дома и деньги, то вместо стражей станут домовладельцами и землевладельцами». Чтобы не было злоупотреблений, «быт стражей должен быть бытом военных, а не дельцов», и «нужно предоставить стражам собственность, которая не мешала бы им быть наилучшими стражами», чтобы они не причинили зло остальным гражданам.


Статуя Платона около Национальной академии в Афинах


Затем, во времена Средневековья и господства христианского богословия, произошел некоторый отход от материального понимания вещей. Сначала труд человека рассматривался как Божье наказание, позже под действием идей богослова Аврелия Августина (354–430) труд был объявлен необходимым и святым делом.

Позднее появилось учение Фомы Аквинского (1225–1274), который в своем трактате «Summa Theologica» рассмотрел концепцию «справедливой цены», необходимой для покрытия издержек производства, включая содержание рабочего и его семьи. Фома Аквинский утверждал, что для продавцов аморально поднимать цены только лишь потому, что у покупателей острая потребность в продукте.

Главным критиком Фомы Аквинского был шотландский теолог Иоанн Дунс Скот (1265–1308), который в своей работе «Sententiae» смог точнее, как он считал, чем итальянец, рассчитать «справедливую цену». При этом он признал, что она может быть раздута, поскольку покупатель и продавец обычно имеют разные представления о «справедливой цене». По мнению Скотуса, если люди не получат выгоды от сделки, то они и не будут торговать. Он был убежден, что торговцы выполняют необходимую и полезную социальную роль, перевозя товары и делая их доступными для общества.

В XIV веке французский философ Николя Орем, которого в некоторых источниках называют Николаем Орезмским (1330–1382), в своем трактате «О происхождении, сущности и обращении денег» (De origine, natura, jure et mutationibus monetarum) выдвинул идею, что право чеканить деньги принадлежит не повелителю, а народу. Тем самым он выступил против растущей тенденции европейских правителей решать свои финансовые проблемы за счет инфляции.

Французский священник Жан Буридан в том же XIV веке писал философские сочинения в форме комментариев к произведениям Аристотеля. Он рассматривал деньги с двух сторон: как стоимость металла и как покупательную способность. Он утверждал, что совокупные, а не индивидуальные спрос и предложение определяют рыночные цены. Следовательно, для него «справедливой ценой» было то, что готов заплатить не один человек, а все общество коллективно.

А вот арабский ученый Ибн Хальдун (1332–1406) вообще считается «отцом экономики». Именно он выдвинул теорию жизненного цикла цивилизаций, специализации труда и стоимости денег как средства обмена. Он утверждал, что за пределами определенной точки более высокие налоги препятствуют производству и фактически приводят к падению доходов.

Предприятия, принадлежащие ответственным и организованным торговцам, в конечном итоге превзойдут предприятия, принадлежащие богатым правителям.

ИБН ХАЛЬДУН

Как видим, в рамках общей философии Древнего мира и Средневековья складывались элементарные основы экономики, нащупывались идеи, формулировались общие понятия, категории, вырабатывались подходы и методы изучения экономической деятельности.

Таким образом, экономическая наука зародилась в глубинах философии, затем в результате накопления знаний отделилась от нее, сформировав соответствующую научную специализацию. Произошло это на рубеже XV–XVI вв., когда сформировалась первая концепция экономики, получившая название «меркантилизм».

Собственно, меркантилизм – это система доктрин, обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В основном – в форме протекционизма, то есть установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д.

Система меркантилистов была системой «практической политики». Даже – эгоистичной политики. Продать за границу больше, чем покупается за границей, – вот верх государственной мудрости меркантилизма.

Термин «меркантилизм» происходит от латинского слова mercantile (торговый), и его ввел в научный оборот французский экономист Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1576–1621). Он же, кстати, впервые предложил термин «политическая экономия».

Интерес к экономике возник у этого удивительного человека во время пребывания в Англии, куда он бежал в 1605 году после дуэли, закончившейся смертью его противника. А в 1615 году он выпустил «Трактат о политической экономии» (Traité de l’économie politique), посвятив его королеве Марии Медичи. И, что самое поразительное, Монкретьен был драматургом и экономических работ ни до этого, ни после не писал.


Антуан Монкретьен де Ваттевиль


В трактате Монкретьена содержится ряд рекомендаций начинающему предпринимателю. Хозяйство страны там рассматривается как объект государственного управления. Источник богатства страны – внешняя торговля, особенно вывоз промышленных и ремесленных изделий. Иностранцев Монкретьен сравнивал с насосом, выкачивающим богатство из Франции. И он предлагал их изгнать, чтобы развивать отечественную промышленность.

Термин «экономика» Монкретьен употреблял в первую очередь в смысле домоводства, то есть управления личным хозяйством. Вслед за Монкретьеном и вплоть до конца XIX века под политической экономией подразумевалась наука о государственном хозяйстве, об экономике отдельных государств. Но изначально француз представлял политическую экономию как совокупность правил хозяйственной деятельности.

К сожалению, Монкретьен оказался недооценен историками. Это объясняется тем, что его труд был долгое время запрещен и поэтому оставался вне поля зрения экономистов XVII–XVIII вв. Кроме того, в первой половине XIX века началась критика меркантилистских идей. Лишь в 1889 году трактат Монкретьена был переиздан. Однако сложный старофранцузский язык и нудный стиль многовековой давности сделали чтение произведения Монкретьена чрезвычайно трудным. Плюс его трактат состоит из четырех частей, не разделенных на главы, что еще больше усложняет его восприятие. Поэтому большинство исследователей не сочло необходимым подробно ознакомиться с ним.

Меркантилизм возник в эпоху великих географических открытий, и он был связан с вытеснением натурального хозяйства рыночными отношениями. Это был период перехода от феодализма к капитализму, а еще его называют периодом первоначального накопления капитала.

Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления. И такое положение дел имело место до середины XVI века. Затем, с развитием производства и торговли, акцент был сделан на завоевание внешних рынков. Это повлекло за собой увеличение спроса на деньги, без которых невозможна торговля. Соответственно, поздние меркантилисты определяющую функцию денег перенесли в плоскость функции обращения.

В целом же меркантилизм создал базис для развития политической экономии как самостоятельного раздела экономической науки.

Огромный вклад в это внес шотландец Адам Смит (1723–1790), которого по праву считают основателем классической политической экономии. Книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations) прославила его.

В течение первых двадцати лет «Богатство народов» выдержало в Англии одиннадцать изданий. Вскоре работа была переведена на немецкий, французский, а затем и на другие языки, причем переводы также имели огромный успех.


Трехтомное сочинение Адама Смита, изданное в Дублине в 1776 году


Основное положение Адама Смита, отличающее его учение от прочих теорий, сводится к тому, что богатство всякой страны зависит не от количества денег, как думали меркантилисты, и