Этот же эффект был обнаружен в противоположной ситуации, когда людям вводили ботокс (что приводило в том числе к сглаживанию улыбки). Эти люди сообщали о меньшей степени положительных эмоций по сравнению с контрольной группой. Все это служит веским аргументом в поддержку идеи о том, что состояние нашего тела влияет на наши эмоциональные переживания. Однако это не может быть единственным объяснением эмоций, поскольку эмоции могут существовать независимо от мышечной активности/телесных ощущений. Люди с врожденными патологиями, из-за которых лицевые мышцы частично парализованы, все равно могут испытывать счастье.
Что касается того, как эмоции обрабатываются в мозге, то для этого есть много важных структур и путей. Большинство исследований показывают, что в мозге нет областей, предназначенных для определенной эмоции, то есть любая эмоция связана с активностью во многих областях мозга, и деятельность этих областей, как правило, связана с эмоциями и другими функциями, такими как поведение (возможно, в соответствии с определением эмоции как включающей в себя чувства и поведение). Насколько я могу судить, как положительные, так и отрицательные эмоции поддерживаются практически одними и теми же системами, причем лобные доли помогают менять их интенсивность, регулируя степень активности в других областях, например в миндалине. Множество исследований позволяет нам предположить, что активность в левой и правой лобных долях связана с отдельными категориями поведения, которые могут иметь отношение к эмоциям: активность левой лобной доли связана с поведением приближения (возбуждение, счастье, но также и гнев), а правой лобной доли – с поведением избегания (страх, печаль). На мой взгляд, эмоции не столько «хранятся», сколько «переживаются в ответ на внутренние или внешние раздражители».
Идея о том, что переживания обрабатываются и сохраняются, имеет под собой основание. По сути, здесь происходит вот что: переживание (внешний стимул) сопряжено с определенным паттерном нервной активации, в определенных контурах. Эта активность может быть связана с положительными эмоциями. Повторяющееся воздействие стимула многократно активизирует одни и те же области и контуры, которые со временем укрепляются, а иногда и расширяют зону охвата. Например, чем ярче и четче запечатлено определенное воспоминание, тем активнее становятся области мозга, вызывающие это воспоминание. Таким образом, воспоминания, как и эмоции, не «хранятся» в одном месте, а интегрированы в более широкий паттерн активации. Этими механизмами ассоциации можно объяснить, почему воспоминания становятся сильнее, когда для их хранения используется больше органов чувств. Отчасти именно поэтому травматические переживания оказывают столь сильное воздействие.
Таким образом, и боль, и удовольствие хранятся не только в уме, но и в тканях тела. Я верю, что методы лечения, которые работают с разумом, могут помочь нам избавиться от травмы и накопленной боли. Того же самого можно достичь через связь между мышцами и умом, через сброс физического напряжения. Мой опыт подсказывает, что сброс напряжения в теле и работа с мыслями – это самый быстрый способ добраться до корня проблемы и решить ее на глубоком уровне. При расслаблении ткани удерживаемая ею информация уходит. Истина заключается в том, что независимо от того, делается ли это с помощью когнитивных навыков и методов лечения или с помощью высвобождения эмоций и работы с телом, у каждого из нас все сводится к тому, какая техника может помочь нам воспринять информацию изнутри, чтобы установить контакт с болью и растворить ее.
Когда мы ощущаем стыд, страх, чувство вины, предательство или какую-то травму, такие вещи хранятся в нашем уме, мозге, теле. Ум и мозг у нас – это не одно и то же. Эти термины часто используют как синонимы, но это не всегда так. Мысли живут в уме. Именно здесь терапия помогает развить навыки, усиливающие стрессоустойчивость, чтобы нашему уму было легче поменять свои установки. Мозг – это орган. Он состоит из химических веществ и отвечает за поддержание работы организма. Когда мы переживаем травму, она проникает в наш ум, а затем наши эмоции активируют мозг, который выделяет химические вещества. Травма также проникает в тело. Боль должна куда-то пойти. Она проникает в мышцы и консервируется там. Она прячется в энергетических центрах. Боль может проявить себя в ауре. Она проникает в каждую часть нашего существа. Эта психологическая проблема порождает физическое недомогание, которое может перерасти в болезнь, если ее игнорировать, а не устранять на самом глубоком уровне нашего существа.
Реальность тела
Я побеседовала и со Стэнли Келеманом, всемирно известным писателем, лектором и директором Центра энергетических исследований в Беркли. Среди его многочисленных трудов я выделяю такие книги, как Emotional Anatomy («Анатомия эмоций») и Your Body Speaks Its Mind («У тела есть свое сознание»). Эти сочинения мне показали, когда я уже взялась писать эту книгу. Дело в том, что я не люблю читать чужие книги, когда работаю над собственной. Я не хочу на кого-то походить или подпадать под влияние других людей и их работ. Когда я уже заканчивала подготавливать материал, кто-то еще раз обратил мое внимание на одну из названных книг. Тогда я поняла, что пришло время связаться с Келеманом и попросить его о беседе. И он очень любезно согласился оказать мне эту честь.
Мне хотелось узнать мнение Келемана об анатомии эмоций. Он верит в «соматическую реальность» («сома» = «тело»), то есть в реальность тела. Вторым о работе Келемана мне рассказал человек, который учился у него лет сорок назад. Он помнит, как однажды Келеман, выступая на конференции психиатров, сказал примерно следующее: «Вам даже не нужно говорить мне, что у вас происходит: я и сам могу узнать об этом, поглядев на ваше тело».
В нашей беседе Келеман сказал мне следующее:
Каждая клетка пульсирует. Тело – это гармоничное сообщество пульсирующих анатомических структур, постоянно расширяющихся и сжимающихся, подобно бьющемуся сердцу. Тело каждого человека говорит на своем собственном универсальном соматическом языке, который передает информацию через организацию и выражение анатомических моделей поведения, куда входят мышечная и кортикальная активность, намерения и чувства, а также представление о будущем. Первичная пульсирующая динамика организма – это его основная организующая сила. Эта организующая сила выражается в мышечных формах и конфигурациях коры головного мозга (мышление и память), к