Здесь важно осознать, что каждому дается шанс на то, чтобы быть счастливым. Вся разница лишь в том, что кто-то им готов воспользоваться, а кто-то нет. Это уже дело личного выбора. Некоторые результаты моих исследований с соответствующими выводами я и привожу весьма охотно, полагая, что кто-нибудь ими воспользуется во благо себе и другим. Наиболее показательным и эффективным мне в данном случае представляется краткий сравнительный обзор, из которого становится ясно, где кроется корень бед, а где произрастает древо, лучшими плодами которого становится наше с вами процветание.
Итак: основная опора жизни Несчастных приходится на слово «должен». Они сами себя связали, арестовали и добровольно втиснули в клетку, украсив решетки табличками «Долженствование». Их главное руководство к действию заключено в черной магии этого понятия: «Я постоянно кому-то должен – обществу, приятелям, родителям, детям, педагогам…» «Должен, должен, должен…» – очереди похлеще пулеметных атакуют бренное существование этих обрекших себя на самоистязание существ, решивших, что лучший путь спасения заключается в том, чтобы идти против природы и естества. В конечном счете, проклиная все на свете, они, кто в озлобленности, кто в отупляющей апатии, проклинают этот мир и себя в придачу, окончательно заражаясь вирусами ненависти, неприятия и недоверия. Tertium поп datur, как говорили древние, – третьего не дано. Либо рабство, либо свобода. Участь раба печальна. Он просто несчастен. По своей воле, по выбору своему.
Счастливые же выбирают свободу – и в итоге ее обретают. Жизнь оказывается проще, чем нам кажется. Мы сами ее замутняем и оттого мучаемся. Недаром же слова «муть» и «мучение» имеют один и тот же корень. Я полагаю, что и слово «мудак» и по созвучию, и по смыслу относится к этому же ряду. Внося ясность в свои отношения с миром, собой, другими, мы автоматически перестаем мучиться и мучить.
Что же для этого следует предпринять? А просто взять и выйти из порочного круга долженствования. Хоть прямо сейчас, так, как это делают Счастливые. Рассмотрим первые шаги таких людей:
1. Я никому ничего не должен.
2. Повеяло ветерком свободы. Однако этого недостаточно, и естественным продолжением начатого пути становится шаг второй: я никому ничего не должен, в том числе и себе.
3. Если я никому ничего не должен, в том числе и себе, то и мне никто ничего не должен.
А раз так, то я без всякого принуждения снимаю свои притязания и претензии к людям – что, дескать, кто-то меня недоносил, недолюбил, недодал чего-то, недовоспитал. Ведь мне же никто не должен. А это значит, что все случившееся происходит исключительно по моей доброй воле. И тогда я уже буду не роптать и сетовать на то, что мало мне сделали добра, а благодарить за то, что сделали хотя бы и это малое добро. А в этом малом кроется поистине Великое.
На уровне же психологическом, житейском, речь идет о различии между двумя проявлениями души – Благодарностью и Завистью. Получается, что тот, кто благодарен, тот и счастлив. Завистник же, обрекая себя на неизбежность самоистязаний, низвергает себя собственноручно в ад. Выходит, что на отчаянный вопрос Чацкого «А судьи кто?» самым логичным ответом становится: «Мы сами себе и судьи». А как известно, каков Суд, такова и Судьба. Слова одного корня.
Толпа. Хорошо известное выражение «потерять душу» с точки зрения конкретных обстоятельств означает «подчиниться чьему-либо влиянию». А в данном случае уже можно говорить не столько о потере души, сколько о ее добровольной передаче тому, под чье влияние мы норовим попасть или попали. Кто же подстерегает нас – на каждом углу, в каждый момент, чтобы тихо, вкрадчиво или с криком, агрессивно, отнять нас у самих себя? Толпа. Ее основное свойство – жадное стремление всосать в себя, сделать частицей своей массы. Толпа – это алчный монстр, который питается человеческой душой. Однако при этом полезно уяснить, что толпа – это не только скопление тел на площади. Это всего лишь одно большое тело, физиологический организм. Мозг же толпы, ее собственный ум – социальные идеи, то есть идеология, а душа толпы – общественная мораль.
Поэтому толпа вовсе не есть хаос, она представляет собой весьма разумное и довольно хищное одушевленное существо. Оно прожорливо и ненасытно. И если мы хотим сохранить себя, нам следует уберечь себя от толпы. Если прибегнуть к топографической символике, то уровень отношений Субъект – Толпа можно обозначить как горизонтальный. В принципе горизонтальны все межличностные отношения – производственные, семейные, дружеские. И они определяются тотальной властью законов толпы, стремящихся вытравить из человека всякую его индивидуальность, превратить его в дешевую рабочую силу для обслуживания самой Толпы. Вот почему по земле бродит несметное количество роботов и сомнамбул, даже и не подозревающих о том, что они – зомби. Но, к счастью, существуют и более мощные влияния, нежели общественно-стадные, и они воплощаются в бытийном потоке, вертикально пронизывающем все наше существование. В своем качестве вечного и неограниченного источника и подателя жизни, непрерываемой силы и неиссякаемой энергии он совершенно не зависит от людских горизонтальных установлений, хотя и пересекает их. Рождение и смерть, два основных факта в человеческой биографии, регулируются именно вертикально обусловленными влияниями. И тот, кто научился и сподобился с ними взаимодействовать (этому, в сущности, и посвящено настоящее исследование), прорывается к таким возможностям, которые совершенно неведомы в плоскости горизонтального измерения.
Переход. Здесь начинается вертикальный Путь к Себе. Самопознание переходит в самоосуществление и самореализацию. Самоосуществление, или самосвершение, – это достижение состояния полноты раскрытия всех наших способностей и возможностей, а значит, и максимально интенсивного проявления себя в мире, в реальности. Отсюда и самореализация – утверждение себя в реальности. С другой стороны, самоосуществление представляет собой процесс, позволяющий нам стать такими, какими мы задуманы.
Последняя фраза может показаться несколько туманной: «Стать таким, каким я задуман». Однако разберемся. На самом деле в сказанном нет никакой метафизической размытости, а уж тем паче и красивого поэтического пафоса. Здесь речь идет как раз о конкретном смысле биологической (то есть жизне-логической; bios с греческого буквально переводится как «жизнь») предзаданности. И если бы это было не так, то род человеческий давно бы прекратил свое существование. Обратимся к фактам очевидным. Ребенок появляется на свет. Но разве человек задуман в качестве грудного младенца как окончательной ипостаси? Вся история нашего развития показывает, что это не так. Существо продолжает расти и развиваться, достигает юного возраста, но и на этом ход развития не завершается – потому что эволюционно особь еще не достигла того качества, про которое можно сказать: «Самосвершение осуществилось». То есть она еще не стала