Таким образом, ум жертвует телом особи, которую призван охранять, ради своего спасения – выживания на эмоциональном уровне. Приведенный пример иллюстрирует психологическую достоверность Закона спасения даже в случае нарушения механизмов адекватной адаптации.
Праксис. Предлагается прямо здесь и сейчас задать себе вопрос: «Доволен ли я тем, как я спасаю себя?»
NB. Не стоит настраиваться на рациональное, логическое самообъяснение, ибо оно может оказаться совершенно ложным. Лучше всего настроиться на поток спонтанных впечатлений и интуитивно пережить внезапный ответ, ничуть не смущаясь его возможной парадоксальностью.
Закон выбора. Все происходящее с особью является результатом ее собственного выбора. Мы постоянно и на каждом шагу вынуждены делать свой выбор. И даже когда кажется, что никакого выбора нет, тем не менее он присутствует. Отсутствие выбора, естественно, такой же выбор. Другое дело, что выбор наш далеко не всегда осознан, и потому мы просто-напросто не отдаем себе отчета в нем. Однако если с нами случилось некое событие, то ему предшествовал наш выбор. Потому оно и случилось. Логика данного принципа легко выстраивается в виде цепочки простых соотношений.
1. Целью особи является выживание.
2. Поэтому любой поступок особи обусловлен соображениями ее личного спасения – выживания.
3. Всякий выбор исходит из цели. Например, если особь чувствует голод, то ее целью в данном случае является насыщение, в соответствии с этим она выбирает поиск пищи. Если особь не голодна, то цель насыщения у нее отсутствует, и она не выбирает поиск пищи.
4. Поскольку среда предоставляет особи множество вариантов реагирования на те или иные стимулы, а особь ориентирована на глобальную цель – выжить, то из всего этого множества она выберет только тот вариант реакции, который с точки зрения ее ума соответствует цели.
5. Следовательно, все то, что с нами случается, есть результат нашего собственного выбора.
В этом месте напрашивается одно существенное уточнение относительно позиции особи в контексте связанных с ней событий. Дело касается активного или пассивного проявления субъекта. Представим ситуацию с неким прохожим, который почему-то разозлился и в сердцах пнул близлежащий кирпич, в результате чего больно ударил ногу. В данном случае именно он, а не кто-то за него выполнил действие и получил обратную связь. Проявление Закона выбора очевидно. В это же самое время, но в другом месте на другого прохожего свалился такой же злополучный кирпич и больно ударил по ноге. Оба получили травму, с той лишь разницей, что первый явно сам напросился на нее, а второй пострадал невинно. Тем не менее Закон выбора срабатывает равно в обеих ситуациях. Ведь второй прохожий сам, как активно действующий субъект, оказался в данном месте в данное время. Потому что он выбрал быть в данном месте в данное время. И как бы это непривычно на первый взгляд не звучало, но и про второго прохожего вполне обоснованно можно сказать, что он сам выбрал ситуацию, в которой на него свалился кирпич. Наш выбор не зависит от того, в активном ли мы состоянии пребываем или же находимся в формальном бездействии.
Праксис. Процесс аналогичен тому, который описан в разделе Закон закона. Разница состоит в том, что вместо фразы: «Я привлек закон такой-то» используется: «Я это выбрал… Это мой выбор». Например: «Я выбрал споткнуться. Это мой выбор». Рекомендации соответственно те же.
Закон поглощения. Одним из первых факторов выживания является питание. Стало быть, наиболее ранние впечатления младенца касаются съедобности или несъедобности объекта. Соответственно следуют: заглатывание или выплевывание.
Все то, что способно доставить наслаждение, заглатывается – поглощается (инкарнация). Не доставляющее удовольствия – выплевывается, отвращается (экскориация). Питаясь от материнской груди, ребенок как бы впитывает в себя мать. Вышедший изнутри матери, он теперь вводит ее внутрь себя – через питание, поглощение. При этом грудь, являясь источником питания, представляется самой жизнью.
Механизм поглощения значимого объекта, называемый еще интроекцией, становится основой для следующего этапа развития, который управляется Законом подражания. В детстве нам начинает открываться жизнь, и в детстве мы узнаем о жизни по реакциям взрослых – мы как бы «проглатываем», вводим в себя их образы.
Если вам пришлось жить с людьми не очень счастливыми, злыми или обремененными комплексом вины, то вы научились многому отрицательному в жизни как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему миру. Вы привыкли думать о себе в отрицательном плане, как бы помещать себя в постоянное отрицательное поле энергии своих привычных мыслей. «Я никогда ничего не делаю правильно», «Я постоянно чувствую свою вину», «Меня считают плохим человеком». И вполне естественно, что эти мысли создают жизнь, наполненную разочарованиями. Мы относимся к себе в точности так же, как наши родители относились к нам. (Они продолжают жить в нас, будучи поглощенными нами.)
• Мы ругаем и наказываем себя так же, как ругали и наказывали нас наши родители.
• Мы любим себя таким же образом, как нас любили, когда мы были детьми.
• Мы все жертвы жертв, и они (наши родители) не могли научить нас тому, чего сами не знали.
Праксис. Предлагается символически вернуться в свои самые ранние годы, доступные памяти, и представить себя поглощающим своих близких людей.
• Вдох – зажмурились – съели маму – ощутили ее внутри – присмотрелись и прислушались к собственным реакциям. Каково? Какие при этом возникают мысли, желания, чувства?
• Вдох – зажмурились – поглотили папу – скушали бабушку.
Теперь обратим внимание на следующее:
• кого съесть было приятнее всего?
• кого хочется выплюнуть обратно, а кого попридержать или даже оставить внутри?
В течение часа рекомендуется походить со всей этой тяжестью, после чего разом