Именно этот механизм помогает выживать, когда нечего есть, именно ему мы обязаны выживанию человечества в течение тысячелетий холода и голода.
Резюмируем: на холоде организм сжигает висцеральный жир, чтобы поддерживать нормальную температуру тела.
Висцеральный жир: больше, чем нужно
Лично я никогда не видел младенца, который бы дрожал от холода. Думаю, это связано с тем, что в теле ребенка содержится много висцерального жира.
То же самое можно сказать и о животных, впадающих в зимнюю спячку. Несмотря на то что всю долгую холодную зиму они голодают в своей норе или берлоге, им удается выжить благодаря большим запасам висцерального жира.
Перед тем как залечь спать на зиму, они съедают огромное количество орехов и желудей, о высокой калорийности которых можно судить хотя бы по тому, что они идут на корм черным свиньям иберийской породы, из мяса которых делают знаменитый хамон. Животные запасают энергию в виде висцерального жира; зимой она медленно «сгорает» и поддерживает температуру тела зверя, мирно спящего под снегом.
Тот же принцип применялся и нашими предками, которым часто приходилось голодать и находиться на холоде. Выживание в таких суровых условиях зависело от количества висцерального жира, который сумел запасти организм: чем больше жира, тем больше шансов выжить.
Иное дело сегодня. В прохладную погоду мы надеваем больше одежды и отапливаем дом, т. е. почти не бываем на холоде.
Висцеральный жир должен составлять 10 % всех жировых отложений в организме, подкожный – 90 %.
При этом наш перекормленный организм продолжает накапливать большие запасы висцерального жира и потому вынужден сжигать его весь год и в жару, и в холод.
Возможно, вы замечали в электричках людей, которые сильно потеют даже зимой. Это организмы с метаболическим синдромом яростно сжигают свой висцеральный жир. У женщин во время менопаузы происходят так называемые приливы, вызванные переходом к новому типу обмена веществ. При этом также сжигается висцеральный жир и происходит выделение пота.
Почему метаболический синдром сокращает человеку жизнь?
Изначально висцеральный жир предназначался для временного хранения и использовался только во время голода или холода. Однако, как отмечалось выше, характерное для нашего времени переедание привело к тому, что организм вынужден сжигать висцеральный жир 24 часа в сутки.
Выше мы говорили и о том, что сегодня некоторые люди обильно потеют в любое время года. И это далеко не единственная их проблема.
Как известно, при сгорании любого вида топлива образуются продукты горения, и висцеральный жир в этом смысле не исключение. Эти остаточные явления наносят серьезный вред организму.
Роль продуктов горения при сжигании висцерального жира играют вещества, которые называются цитокины. Они обнаружены в организмах даже самых примитивных позвоночных.
Цитокины вырабатываются лимфатическими узлами и служат для того, чтобы атаковать бактерии или токсины, попавшие в организм. Таким образом, цитокины, по сути, призваны защищать его от внешних вторжений.
Проблема, однако, состоит в том, что цитокины не очень хорошо отличают «свои» вещества от «чужих» и поэтому могут нанести нам удар.
По статистике, рождаемость увеличивается в «голодные» годы и падает в годы изобилия.
В процессе сжигания висцерального жира также вырабатываются так называемые адипоцитокины, которые могут вызывать обширные повреждения слоя клеток, выстилающих изнутри кровеносные сосуды. На поврежденных участках сосудов могут возникать воспаления, сужения и другие препятствия, замедляющие кровоток, в результате развивается атеросклероз.
Однако в организме вырабатываются и другие, «хорошие», адипоцитокины, которые укрепляют артерии и делают кровеносные сосуды более эластичными, предотвращая атеросклероз.
При нормальных условиях эти два типа адипоцитокинов хорошо уравновешивают друг друга, но при накоплении висцерального жира выделение «хороших» адипоцитокинов уменьшается, а «плохих» – увеличивается.
В результате вредные адипоцикотины вырабатываются в избытке и повреждают кровеносные сосуды, а люди с метаболическим синдромом подвергаются гораздо большему риску развития атеросклероза и сердечных заболеваний.
Таким образом, механизм сжигания висцерального жира, с помощью которого человечество когда-то защищалось от холода и голода, в условиях изобилия пищи превратился в механизм сокращения продолжительности жизни.
На этом примере хорошо виден самый большой недостаток механизма генетической оптимизации, который управляет нами последние десятки тысяч лет: отсутсвие способности быстро адаптироваться к внезапным и резким изменениям окружающей среды.
Лучший способ сохранить здоровье – есть один раз в день
Интересно, что в то время как самцы впадающих в спячку животных накапливают висцеральный жир, самки накапливают жир подкожный. Это может показаться странным: ведь животные впадают в спячку одинаково. В чем же дело?
Причина, по которой самка не использует висцеральный жир, заключается в том, что у нее есть другой «нагревательный элемент». Какой?
Это будущий медвежонок, который на данной стадии развития представляет собой комочек, почти целиком состоящий из висцерального жира. Поскольку медведица практически всегда залегает в зимнюю спячку беременной, нагревательным элементом для нее становится плод, так что ей нет необходимости запасать висцеральный жир.
На первый взгляд кажется, что небеременная медведица во время зимней спячки обязательно должна замерзнуть. Но у медведей при спаривании происходит стимуляция овуляции, поэтому беременность наступает с вероятностью почти 100 %. Это явление называется посткоитальной овуляцией.
В дикой природе самцы и самки одного и того же вида медведей встречаются друг с другом крайне редко. Поэтому когда такая встреча все-таки происходит, причем неважно где, в Арктике или в пустыне Сахара, они получают редкий, может быть, единственный шанс зачать и произвести потомство. Видимо, именно по этой причине природа снабдила медведицу механизмом, который гарантирует ей беременность даже после единственного спаривания.
Другой пример. Владельцы скаковых лошадей платят за единственную встречу племенного жеребца с племенной кобылой до одного миллиона иен (порядка 10 тыс. долларов США. – Прим. перев.). Это большие деньги, но такие затраты оправдываются, потому что в результате кобыла обязательно забеременеет – здесь тоже действует механизм посткоитальной овуляции.
Насколько можно судить, половой акт не всегда влечет за собой беременность лишь у людей и у панд.
Впрочем, похоже на то, что у людей тоже иногда действует некое подобие упомянутого механизма. Так, в Японии во время Второй мировой войны было много случаев, когда после свадьбы молодые проводили вместе только одну ночь, после чего муж уходил на войну, а его жена оставалась беременной. Видимо, в условиях опасности природа вводит в действие какие-то древние механизмы выживания человека.
Пока так называемые развитые страны тщетно пытаются остановить снижение рождаемости, развивающиеся переживают демографический взрыв. Причина этого кроется в законе природы, который увеличивает рождаемость перед лицом голода и приводит к ее падению при избытке пищи.
Позвольте сделать мне одно небольшое отступление. Как мы уже видели, впадающие в зимнюю спячку самки не нуждаются в висцеральном жире, потому что плод дает им дополнительное тепло. Еще одна причина отсутствия этого жира состоит в том, что для роста