Глава 2. Типы перееданий
Когда мне было около трех или пяти лет, я уже нередко утешала и подбадривала себя едой. Как я писала раньше, в мои три года родители развелись, и я оказалась в доме бабушки по маминой линии. Процесс развода проходил тяжело, и мама какое-то время не разрешала отцу со мной видеться. Для меня как для ребенка сложилась довольно травматичная ситуация: в один вовсе не прекрасный день папа просто исчез. Представьте себе, что ваш любимый человек (партнер в отношениях, ребенок, родитель, друг или подруга) просто уходит и не возвращается. И да, вам объясняют, что с ним или с ней все в порядке, просто возникли важные дела, и ему (ей) пришлось уехать – но это всегда говорится с напряженным и грустным лицом. Несколько месяцев вы не видитесь. Уровень стресса и тревоги возрастает, правда?
Так вот, эта базовая тревожность усугубилась в период жизни с наркозависимым дядей и чересчур эмоциональной бабушкой и не исчезла до сих пор. Из-за нее еще совсем малышкой я привыкла утешать себя едой. Еда была стабильна, предсказуема, доступна и безопасна, в отличие от окружающего мира и взрослых. Я всегда могла дойти до кухни и найти там что-то вкусное, мягкое, сладковатое и приятное. Тогда еще я не переедала до ощущения тяжести и распирания в животе, но все равно набирала вес. Бабуля пыталась заботиться обо мне и подбадривать, но делала это в основном с помощью еды, а готовила она отменно! Плюшки, булочки, пироги, «Наполеон», картошка по-французски, жаркое, молочные каши с большим количеством сливочного масла и сахара – вот самые верные друзья моего детства.
В третьем классе я начала заниматься хореографией и танцами. Там я научилась «держать себя в форме» и постоянно пытаться похудеть. То, как выглядит твое тело, определяло твою успешность. Но дело в том, что еда была для меня не просто едой. Она была моим утешителем, безопасностью, оплотом стабильности в этом хаотичном и угрожающем мире, где самые близкие могут исчезнуть, кричать друг на друга, уничтожать морально и выплескивать свои эмоции. Я не могла отказаться от еды. Но очень старалась. Это привело к развитию приступообразных перееданий. При таких перееданиях за довольно короткое время вы съедаете большое (по объему или калориям) количество пищи, которое вряд ли съели бы в обычной ситуации. Во время приступа вы теряете контроль: не можете остановиться, даже если понимаете, что уже не только не голодны, но и близки к тому, чтобы переесть. Конечно же, когда это происходило, я чувствовала себя ужасно, но ничего не могла поделать. Максимум – дождаться момента, когда меня никто не увидит, потому что мне было стыдно. Я понимала, что другие люди так не делают и едят нормально. Чувство стыда усиливала и невозможность отказаться от «плохой» еды (от которой набирают вес).
Еда была не просто едой. Она была моим утешителем, безопасностью, оплотом стабильности и надежности в этом хаотичном и угрожающем мире, где самые близкие могут исчезнуть, кричать друг на друга, уничтожать морально и выплескивать свои эмоции.
В современной психологии такие переедания называются компульсивными, приступообразными, психогенными или стрессогенными (гиперфагическая реакция на стресс)[4]. Компульсивность означает неподвластность воле и навязчивость. Человек чувствует сильную и кажущуюся непреодолимой потребность совершить какое-то действие (например, поесть) и не может остановить себя силой воли или руководствоваться здравым смыслом. Все перестает иметь значение, кроме сильнейшей тяги к еде (food craving). Если у вас случаются компульсивные переедания с потерей контроля, стоит обратиться к специалисту, который работает с расстройствами пищевого поведения. Терапия может быть индивидуальной или групповой. Например, в онлайн-группе «Стоп срывам и перееданиям!» мы на протяжении четырех месяцев работаем в том числе и с такими проблемами. Есть разные варианты групповой работы. Они различаются по длительности (от двух месяцев до года), по предпочитаемым направлениям психотерапии и по формату проведения (онлайн или офлайн).
Важно понимать: если такие приступы происходят минимум раз в неделю, вам уже стоит обратиться за помощью. Дело не в нехватке силы воли, как это часто ощущается изнутри или интерпретируется другими людьми (и даже некоторыми психологами, которые не специализируются на расстройствах пищевого поведения). Это мультифакторное заболевание: у него множество причин, и обычно некоторые из них действуют в одно и то же время. Специалист будет работать с этими причинами, чтобы помочь вам сократить частоту перееданий или вовсе устранить их. Если лечение не проводится или, что еще хуже, вы пытаетесь сесть на диету либо запретить себе переедать, болезнь может хронифицироваться. Чем упорнее вы будете сидеть на диетах и ругать себя, тем сильнее и дольше будут периоды перееданий впоследствии.
Приведу выдержку из Международной классификации болезней, которой пользуются врачи общей практики и психологи/психотерапевты при постановке диагноза «Психогенное переедание»:
«Расстройство переедания характеризуется частыми повторяющимися эпизодами переедания (например, раз в неделю или более в течение нескольких месяцев). Эпизод переедания – это особый период времени, в течение которого человек теряет контроль над приемами пищи, ест заметно больше или иначе, чем обычно, и чувствует себя неспособным прекратить есть либо ограничить тип или количество съеденного. Переедание воспринимается как негативное событие и часто сопровождается отрицательными эмоциями, такими как вина или отвращение».
Другое статистическое и диагностическое руководство по психическим расстройствам – DSM-V, которым пользуются в Америке, – содержит такое описание приступообразных перееданий:
«А. Повторяющиеся эпизоды переедания.
Характеристики эпизода переедания:
1. Употребление в течение определенного периода времени (например, в течение двух часов) количества пищи, которое явно превышает то, что съели бы большинство людей за аналогичный период времени или в аналогичных обстоятельствах.
2. Ощущение отсутствия контроля над едой во время эпизода (например, ощущение, что невозможно перестать есть или проконтролировать, что и в каком количестве съедается).
B. Эпизоды переедания сопровождаются тремя (или более) признаками из списка:
1. Человек ест намного быстрее, чем обычно.
2. Человек ест до ощущения некомфортной переполненности.
3. Человек ест много, хотя и не чувствует физиологического голода.
4. Человек ест в одиночестве, так как стесняется количества съеденного.
5. Человек испытывает отвращение к себе, депрессию или чувство вины после эпизода.
C. Человек отмечает дистресс в связи с перееданием.
D. Переедания происходят в среднем не реже одного раза в неделю в течение трех месяцев.
Степень серьезности состояния:
Легкая: 1–3 эпизода переедания в неделю
Умеренная: 4–7 эпизодов переедания в неделю
Тяжелая: 8–13 эпизодов переедания в неделю
Экстремальная: 14 или более эпизодов переедания в неделю».
Если вы испытываете нечто подобное описанному выше, значит, вам необходима помощь специалиста. Да, эта книга