Будущие ниндзя адаптируют эту же технологию и для других сред. Представьте, если можно будет просто использовать приложение отеля на своем смартфоне, чтобы зарегистрироваться и открыть комнату, специально обустроенную подушками и вешалками, которые вам нравятся, увлажнителем воздуха, который вам нужен, и индивидуальные предложения от предприятий неподалеку будут появляться на вашем телефоне. То же самое с оздоровительными клубами, стадионами и культурными центрами будущего. Компании, предлагающие эти специальные услуги, будут вознаграждены вовлеченными и восторженными клиентами.
И преимущества существуют не только для ниндзя-предприятий.
Представьте, если местное правительство будет использовать эти связанные технологии. Управляющие городов будут получать информацию в режиме реального времени о том, как люди живут и передвигаются, что позволит им составлять расписание для работников и проектировать инфраструктуру в соответствии с реальными потребительскими запросами. Понимание «прилива» и «отлива» людей означает изменения для полиции, пожарных команд, парковок и их работников, поставщиков информации и даже офисных работников – расписания для всех них могут быть составлены с большей предсказуемостью.
Эти технологии также важны для родителей и людей, обеспечивающих другим уход, и даже для владельцев животных. Они могли бы следить за местоположением своих подопечных, получать срочные сигналы, если установленная геозона нарушена, и избегать парализующего страха потерять своего близкого даже на несколько секунд.
Рана Сен, управляющий директор Deloitte Consulting LLP и руководитель практики государственных и общественных служб «Умный город» утверждает, что мы находимся в новом поколении развития городов: он называет это «Умный город 2.0». «Больше городов стали выходить за рамки инфраструктуры и сейчас опираются на данные и опыт своих жителей и гостей, – сказал он. – В конечном итоге успех завтрашних умных городов будет зависеть от того, насколько хорошо они обеспечат эффективную включенность горожан, гостей и предприятий в умную интегрированную экосистему, построенную на физической инфраструктуре, в основе которой лежат датчики».
Технологии, которые узнают потребности людей и обмениваются информацией о них, – это всего один возможный элемент умного города. В дальнейшем технологии продолжат улучшать городскую жизнь и досуг, а умные города станут неотъемлемой чертой ниндзя-будущего.
Ритейл-апокалипсис
Какого вида магазины мы увидим в умных городах? Ни одной индустрии Интернетом не был нанесен такой ущерб, как традиционной розничной торговле. Основные сети, такие как Sears, J. C. Penney и Kmart, закрывают магазины по стране, потому что им сложно бороться с онлайн-торговлей. Многие из этих магазинов являются «ключевыми арендаторами» для торговых центров, оставляя огромные пустые места, которые нельзя заполнить каким-нибудь магазином Gap[37]. А так как многие более мелкие ритейлеры подписывают договоры соаренды, таким образом привязывая свои арендуемые помещения к соседним более крупным магазинам, мелкие магазины закрываются тоже.
В 2017 году почти 2500 магазинов[38] закрылись в торговых центрах по всей стране. По подсчетам Credit Suisse, из 1100 торговых центров, которые сегодня все еще открыты, четверть[39] рискует закрыться в течение следующих пяти лет. Прогнозы других менее оптимистичны. Бывший генеральный директор J. C. Penney Майк Ульман в 2018 году сообщил публике, что только около 300 торговых центров[40] в Америке переживут следующие пять лет. Аналитики называют это изменение «ритейл-апокалипсисом»[41] и предупреждают, что при закрытии торговых центров сильно пострадают местные рабочие места.
Но некоторые ниндзя-предприятия переосмысливают себя и находят инновационные пути для конкуренции с онлайн-гигантами. Сеть розничной торговли Macy’s[42] удивила всех – включая себя[43], – получив прибыль выше ожидаемой в первом квартале 2018 года. Ей помогли сильная экономика США, увеличение трат туристов, приехавших из-за границы, и произошедшее в 2018 году снижение налогов (которое оставило больше денег в кошельках потребителей). Но компания также производит физические изменения в магазинах, чтобы оставаться конкурентоспособной, открывая у себя временные торговые площадки под названием The Market @ Macy’s. Такие места предоставляют площадь определенным торговым маркам на ограниченное время. Марк Мастронарди, исполнительный вице-президент Macy’s по новым стратегиям развития бизнеса и инновациям, сказал, что подобные площадки дают покупателям «постоянное чувство открытий»[44].
Best Buy – это еще одна история ниндзя-успеха. Столкнувшись с жесткой конкуренцией от онлайн-ритейлеров, которые свергли некоторых из своих традиционных соперников, Best Buy приступили к проекту радикального обновления длительностью в пять лет, который включал в себя корректировку цен, обновление сайта компании, улучшение сервиса и более быструю доставку для увеличения объема продаж как в магазинах, так и онлайн. Best Buy также инвестировали в новые сервисы, такие как «Домашний помощник» и «Общая техническая поддержка», чтобы предложить клиентам более индивидуализированный подход. Мой друг, Юбер Жоли, генеральный директор Best Buy, сказал в 2018 году Reuters: «Мы не только выжили, но и преуспели, и я не верю, что этот рынок работает по принципу «победитель забирает все»[45]. Эта ниндзя-стратегия работает: за пять лет цена на долю в компании взлетела на 271 процент.
В 1950-х годах у Sears было более 700[46] магазинов в США. К 2011 году эта цифра подпрыгнула до 3500 магазинов[47]. Великая рецессия вызвала падение их акций, за ним последовала цепочка закрытий магазинов, и сегодня количество магазинов Sears снова опустилось до 550[48]. Хотя Sears и начинали как предприятие доставки по почте, – в розничной торговле они были среди подлинных инноваторов-ниндзя. «Сто лет назад Sears процветали, предлагая клиентам продукцию, в которой те нуждались, без неудобств (и цен) физических магазинов, – написал в Tire Review Майкл Инграм. – Sears делали это при помощи своего культового каталога вместо веб-страницы, но базовая модель была такая же, как у Amazon: сохранять накладные расходы низкими, упрощать дистрибуцию и дать клиентам возможность совершать покупки, не выходя из дома»[49]. С тех пор компания пережила взлеты и падения на рынке, больше всего пострадав от Великой рецессии. Акции упали, и магазины стали закрываться по всей стране. Но недавно Sears сделали стратегические шаги к восстановлению своей ниндзя-натуры. Они креативным образом извлекают выгоду из своих больших физических пространств при помощи недавнего партнерства с Amazon: клиенты могут заказать шины онлайн, а затем их доставят и установят в автоцентрах Sears. Партнерство Sears и Amazon – это пример ритейлера-гиганта, который вновь обрел дух ниндзя-инноваций.
Физическая торговля остается влиятельной. Это правда, сектор электронной торговли растет – но на него все еще приходится лишь часть от тех денег, которые люди ежегодно тратят в «традиционных» магазинах. В 2017 году 59 процентов людей, делающих покупки к праздникам, покупали технику онлайн, и 79 процентов отоваривались в физических магазинах[50]. Amazon, лидер в сфере онлайн-шопинга, открывал физические книжные и продуктовые магазины, а впоследствии приобрел Whole Foods. Онлайн-аутлеты из элитной ниши, включая Warby Parker, Bonobos (которым владеет Walmart) и Rent the Runway, также открыли физические точки. В то же время бюджетная сеть Dollar General сообщила, что в период с 2016