11 страница из 15
Тема
по 2018 год откроет 1800 магазинов[51]. Их целью было, чтобы к концу 2018 года более 75 процентов американцев жили в радиусе восьми километров от одного из их магазинов. (На момент расцвета RadioShack в 2004 году 95 процентов[52] американцев жили в радиусе пяти километров от их точек, но в 2015 году они объявили о банкротстве.)

Робин Риватон, молодой французский экономист, в соавторстве с Винсентом Паванелло написал книгу «Вернем недвижимости былое величие». В ней они рассказали о том, в каких условиях сильнейшей дестабилизации находится недвижимость. С закрытием торговых центров у нас появляется возможность перепрофилировать эти земли и здания. Крупные компании ищут интересные офисные пространства для привлечения сотрудников. Здания могут стать местами для проведения мероприятий, концертов и свадеб. Некоторые уже стали аудиториями и предоставили рабочее место для стартапов.

Коммерческие компании по недвижимости переосмысляют, как можно трансформировать пространства в центрах городов в «неторговые центры» – места, где вам захочется потратить весь день на совершение покупок и «разглядывание», не вписывающееся в рамки торгового центра или плазы. Brookfield Properties возрождают нью-йоркскую Бликер-стрит, где в начале 2000-х годов появилась куча элитных магазинов, которые, однако, пришлось закрыть, стоило арендной плате взлететь до небес. Описывая обновление Бликер-стрит и новый облик ритейла в журнале New York в 2018 году, Карл Свонсон написал: «Новый ритейл, который начинает расти, как и остаток наших жизней, регулируется цифровыми технологиями: магазины без сумок для покупок, которые работают как шоу-румы продуктов, которые вы должны позже заказать онлайн; магазины в качестве мест, где можно потусоваться и выпить кофе, возможно, взять набор миллениальных розовых тарелок для ужина или понюхать свечку, а затем выложить в Instagram пост о том, что вы здесь были… Когда старые модели ритейла сломаны или как минимум сильно ослабли и арендная плата наконец снижается, люди идут на риск. Это желание экспериментировать означает, что некоторые, казалось бы, оказавшиеся под угрозой – но, возможно, более устойчивые, чем ожидалось, – ритейлеры… возвращаются в новых формах»[53].

Цифровая экономика

Интернет-платформы тоже помогают строить бизнес. В 2017 году поисковая система Google и рекламные инструменты привели $283 миллиарда в экономическую деятельность более чем 1,5 миллиона предприятий и некоммерческих организаций[54]. Основной поток дохода Google – это реклама, связанная с поиском, соединяющая местные предприятия с людьми, которые ищут в сети именно то, что они предлагают. Эта реклама приводит маленькие предприятия к большим достижениям, помогая им соединиться с клиентами по всему миру. В действительности более 30 процентов кликов на рекламу американских предприятий в Google в 2017 году совершены за пределами США.

Даже социальные сети создают рабочие места. Facebook Marketplace, например, является локальным интернет-форумом для покупки и продажи ненужных вещей. Более 700 миллионов человек пользуются им каждый месяц, чтобы обмениваться вещами при помощи безопасных, проверяемых сделок[55]. Вместо того чтобы лежать мертвым грузом или оказаться на свалке, ваш сосед может выставить свою садовую мебель или кухонные приборы в Интернете и продать живущим неподалеку пользователям Facebook посредством одного удобного мобильного приложения.

Группы в Facebook стали чем-то бо́льшим, нежели местом для обсуждения совместных дел или мероприятий – они представляют собой виртуальные форумы для создания сообществ и компаний. Предприятия на Facebook сформировали 20 000 групп, объединив 11 миллионов участников, которые могут делиться своими лучшими практиками и помогать друг другу расти[56]. Такие сервисы часто помогают новым предприятиям без труда выйти на рынок. Создать страницу для бизнеса на Facebook (или в Instagram) можно бесплатно; создать сайт с сопутствующей цифровой инфраструктурой в разы дороже.

В 2018 году Facebook объявил об инвестировании $1 миллиарда в инициативы для малого бизнеса[57]. Инициатива компании «Стимулируй свой бизнес» обучила работников 60 000 маленьких предприятий по всей Америке и еще больше по всему миру[58]. И она помогла более чем миллиону пользователей получить бесплатное онлайн-образование с помощью Blueprint, предоставившему широкий диапазон навыков в продажах, маркетинге и социальном контенте и возможность получить документы о прохождении курса после завершения обучения.

Возможности «новой экономики» жизненно важны, особенно с влиянием автоматизации на традиционные работы с почасовой оплатой. Вакансии в розничной торговле продолжают расти – ожидается, что между 2016 и 2026 годами, по данным Бюро трудовой статистики, общий уровень занятости вырастет на 2 процента – но здесь рост гораздо медленнее, чем средний для других профессий[59].

Горизонтальная экономика

Технологии продолжат расширять выбор для покупателей. Появление на рынке инновационных продуктов будет демократизировано с помощью быстрых и эффективных способов производства этих продуктов и обеспечения их доступности для покупателей. Все больше инноваторов будут открывать поток новых продуктов. Выбор, доступный потребителям, будет расти по экспоненте. В результате ниндзя-ритейлерам придется стать как никогда проворными. Они должны быть способны идти в ногу с новыми продуктами, соотносить их со своей целевой потребительской аудиторией и менять стратегии в соответствии скорее с уровнем жизни, а не с категорией продукта. Будущие ритейлеры будут меньше преуспевать из-за товаров, которые они предлагают, и больше – благодаря стилю жизни, который они представляют.

Центральный рынок не исчезнет – изменится то, как мы наполняем торговые палатки и как максимизируем время покупателей. Технологии открывают бесконечные варианты возможностей для клиентов в плане того, что́ покупать и ка́к это осуществить. Но у нас есть ограниченное количество времени, за которое надо сделать выбор. В конечном итоге будущее розничной торговли не представляет собой сценарий «либо/либо», где ритейлеры и потребители выбирают между традиционной и онлайн-моделью. В ниндзя-будущем такого выбора уже не будет: все, что коммерчески разобщено, канет в небытие.

Теперь это мир «и/и». Всегда будут существовать компании, которые ставят в приоритет удобство и полезность, такие как Amazon, где клиенты могут найти и приобрести практически любой продукт, пролистав всего несколько страниц. Успешные ритейлеры знают, что это не только про то, что и как мы покупаем, – это про то, почему мы отдаем предпочтение одной вещи, а не другой. Они организуют свои продажи и маркетинг так, чтобы повысить лояльность к бренду – увеличивая количество потребителей, которые совершают покупки, основываясь на бренде продавца, а не на его местоположении. Компании, которые находят способы органично интегрировать виртуальный и физический опыт совершения покупок ради извлечения максимальной пользы из времени клиентов, будут теми, кто преуспеет в ниндзя-будущем.

ЧТО БУДЕТ С РАБОЧИМИ МЕСТАМИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ?

Когда онлайн-магазины «раздавят» или сократят розничную торговлю, выживут те традиционные ритейлеры, которые будут использовать технологии для улучшения клиентского опыта и экономии на стоимости рабочей силы. Благодаря становящимся все более человекоподобными роботам, автоматам самообслуживания и автоматизированным службам поддержки клиенты смогут совершать операции без взаимодействия с другим человеком.

В долгосрочной перспективе это значит уменьшение рабочих мест для продавцов, кассиров и секретарей. Нам нужно подумать о других возможностях

Добавить цитату