В конце книжки супругов Тихоплавов приведены ксерокопии различных дипломов Грабового по случаям присвоения ему степеней докторов технических, физматнаук, званий профессоров, академиков. Мне сразу бросились в глаза какие-то «подозрительные» академии, о многих из которых я раньше ничего не слышал. Мы с моей супругой Ирой и дочерью Настей, как говорится, засучили рукава и принялись за дело. Настя прочесывала Интернет, Ира — телефонный справочник МГТС, а я стал все их прозванивать на предмет выяснения, знают ли они что-либо о «выдающихся» способностях Г. Грабового, а если знают, то какого они о нем мнения.
НАУЧНЫЕ «ДОСТИЖЕНИЯ» ГРАБОВОГО
Прежде всего я позвонил в следующие государственные научные учреждения:
— Президиум РАН (Российской академии наук), тел. 938-03-09;
— Президиум РАМН (Российской академии медицинских наук), тел. 298-20-33, 298-20-66, 298-21-38;
— ВАК (Высшая аттестационная комиссия, единственная государственная структура, уполномоченная контролировать присвоение ученых степеней), тел. 2086139, 2086121, 2086178.
Позвонив в эти организации, я уточнил общий узаконенный порядок присвоения научных степеней доктора технических наук, доктора физико-математических наук и званий академиков. Вот он:
— соискатель степени дтн, дфмн должен достаточно длительное время работать по данной специальности;
— он должен подготовить достаточно большое число кандидатов наук и иметь внушительный перечень опубликованных именно по данной специальности работ;
— отзывы на докторскую диссертацию должны дать головная по данной специальности организация, не менее трех докторов наук, а на авторефераты по ней — не менее десяти профильных организаций;
— нужно пройти публичную защиту своей диссертации на Ученом совете профильного учреждения, официально уполномоченного принимать докторские диссертации к за щите;
— только при выполнении вышеуказанных условий ВАК может присвоить соискателю докторскую степень, профессором же можно стать только при условии наличия степени доктора и ведения преподавательской работы в вузе соответствующего профиля;
— до избрания академиком соискатель сначала должен быть избран членом-корреспондентом соответствующей по профилю академии. Для этого должны быть представлены ходатайства от нескольких профильных организаций. Избрание членом-корреспондентом происходит тайным голосованием на заседании соответствующей по профилю секции академии, затем это избрание утверждается на Президиуме академии;
— по истечении нескольких лет соискатель может быть избран академиком, опять же с прохождением аналогичной процедуры;
— членом-корреспондентом и тем более академиком может быть избрано лицо, только уже имеющее докторскую степень.
Столь тяжелые процедуры получения докторских степеней, званий профессоров и академиков побуждают всякого рода «околонаучных» деятелей организовывать свои «общественные» академии, ваки и прочие лавочки. Они обходят вышеперечисленные законные процедуры, с легкостью избирают друг друга профессорами, докторами, академиками и т. д. Имея статус общественных, эти академии, ваки никем не контролируются и «клепают» ученые степени и звания по определенному тарифу. Всякие проходимцы затем размахивают полученными таким способом «корочками» на всех углах, требуя привилегий и уважительного к себе отношения. К сожалению, многие попадаются на эту удочку и подписывают им различные ходатайства, отзывы, рекомендации и пр.
Что же касается Грабового, то рассмотрим его «корочки» повнимательнее (их ксерокопии приведены в конце книжки Тихоплавов «Наша встреча с Грабовым»):
1. Высший аттестационно-квалификационный комитетсвоим решением № 62 от 20.04.1999 г. присудил Грабовому Г.П. ученую степень доктора технических наук и звание профессора по специальности «Безопасность особо сложных объектов».
В телефонном справочнике МГТС такая организация не числится.
РАН (тел. 9380309): «О такой организации ничего не слышали».
ВАК (тел. 2086121): «Этот комитет — общественная организация, делают что хотят, их доктора и профессора — липовые».
2. Высшая межакадемическая комиссиярешением № 0199-1Д от 04.06.1999 г. присвоила Грабовому Г.П. «звание» доктора физико-математических наук (вообще тодфмн — это не звание, а степень. — И.У.), а решением № … (дату разобрать не удалось) от … (тоже разобрать не удалось) 1999 г. — звание профессора.
В телефонном справочнике МГТС такая организация не числится.
РАН: «О такой организации первый раз слышим».
ВАК: та же реакция.
3. Президиум Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ)решением от 11.06.1999 г. присвоил Грабовому Г.П. ученую степень доктора информатики и менеджмента, решением № 40 от 24.08.1999 г. — звание профессора, а решением от 11.06.1999 г. избрал его действительным членом МАИНБ (стать в один деньдоктором наук и членом-корреспондентом — такой же нонсенс, как стать в один день полковником и генералом. — И.У.).
В телефонном справочнике МГТС такая организация не числится.
РАН: «Мы о такой академии ничего не слышали».
Тогда я обзвонил около двадцати московских учебных заведений по профилю менеджмента, маркетинга, экономики, бизнеса. Никто в них о такой академии ничего не слышал. Назову только несколько таких, весьма известных, солидных заведений:
— Высшая школа бизнеса МГУ (тел. 9392202);
— госуниверситет «Высшая школа экономики» (тел. 2299465);
— Институт экономики бизнеса (тел. 2350248);
— Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства (тел. 4332487);
— Московская международная школа бизнеса в промышленности и науке (тел. 9788774).
4. Российская академия медико-технических наук(организована 10.03.1992 г.) своим решением от … (дата неразборчива) избрала Грабового Г.П. действительным членом академии (академиком).
РАМН (тел. 298-21-38): «Такая академия нам неизвестна».
После долгих поисков Ирина эту академию все же нашла в телефонном справочнике МГТС (тел. 187-71-42). Она оказалась общественной. Ученый секретарь: «У нас более 1, 5 тыс. академиков, всех упомнить мы не в состоянии».
5. Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского04.12.2000 г. избрала Грабового Г.П. действительным членом (академиком).
В тел. справочнике МГТС такая академия отсутствует.
В Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского (тел. 1551031) и в Высшей академии ВВС им. Гагарина (г. Монино, тел. 5842027) ничего об этой академии не слышали.
Я все же разыскал ее через ЦУП (Центр управления полетами космических кораблей в подмосковном Королеве). Оказалось, что Академия космонавтики им. К.Э. Циолковская — общественная со всеми вытекающими отсюда выводами. Ученый секретарь академии Сидельников Валерий Михайлович (тел. 5134102) смог ответить на мой вопрос о Грабовом лишь со второй попытки. Когда я позвонил первый раз, он сказал, что слышит о Грабовом впервые. Но так как я сослался на серьезного человека из ЦУПа, Сидельников в трехдневный срок пообещал навести о Грабовом справки. В назначенный день ему уже было что сказать: «Да, избрание Грабового академиком было по специальности „Космическое машиностроение“. Его представлял вице-президент академии, руководитель этого направления Мещеряков Иван Васильевич». «За какие заслуги?» — поинтересовался я и чуть было не потерял дар речи, услышав ответ. Оказывается, как-то раз на космической станции «Мир» космонавты зарегистрировали факт утечки воздуха в жилом отсеке станции. Корабль пилотировал генерал-майор авиации Петр Ильич Климук. Но найти причину утечки столь опытному космонавту было не под силу, и он сообщил о ней в ЦУП. В Центре управления полетами все тоже растерялись от столь серьезной проблемы, и тогда было решено пригласить Григория Петровича Грабового. Его завели в макет жилого отсека станции и предложили определить предположительные места утечки. Грабовой сказал, что надо подкрутить такой-то штуцер. Об этом сообщили Петру Ильичу Климуку, тот подкрутил, и