2 страница
Тема
содержащихся в зеленых овощах и мясе, и такой подход известен как «кетогенная диета», или «кетодиета». Я обычно пользуюсь названием LCHF/кетогенная диета[1], чтобы объединить два подхода. В моем названии множество недостатков: оно не запоминается и с трудом произносится, зато его преимущество в том, что оно точное и имеет одно значение.

Двадцать лет назад, когда я начал собственное расследование связи питания, ожирения и хронических заболеваний, единицы врачей по всему миру открыто назначали кетодиету своим пациентам. На сегодняшний день философия данного подхода и его диетические требования учитываются тысячами врачей каждый день по одной простой причине[2]: они работают на передовой в борьбе с эпидемией ожирения и сахарного диабета, борются за то, чтобы люди верно излечивались от этих заболеваний благодаря правильному питанию. Они не могут предлагать своим пациентам спекулятивные, но принимаемые обществом гипотезы о том, что правильное питание в состоянии предотвратить сердечные приступы. Их пациенты больны, и цель врачей – помочь им выздороветь.

За время своей работы эти врачи насмотрелись на пациентов в приемном покое, которые приходили к ним, страдая от лишнего веса, ожирения и диабета. Такое видят врачи по всему миру. Они рассказывали мне, что пошли в медицину, потому что хотели вылечить этих людей, а вместо этого каждый день «укрощали болезни», имея дело с симптомами ожирения, диабета и др. («сопутствующими заболеваниями» – так врачи называют их между собой). У них порой опускались руки. И это стало мощным стимулом отбросить свои предрассудки относительно того, что точно должно работать. Врачи решились поставить под сомнение догматичную систему питания, предлагаемую профессиональным сообществом и коллегами, а также начать поиски действенных альтернативных решений.

Все врачи, о которых идет речь, имеют личную историю, связанную с питанием. Это важный момент, к которому мы еще вернемся: принятие того, что традиционные воззрения по поводу питания и веса могут быть неверными и не работать на пациентах, помогает врачу встать на место того, кого он лечит. Некоторые врачи много лет были вегетарианцами. Другие – веганами. Многие были атлетами, кто-то считал себя невероятно закаленным физическими нагрузками. Они гордились тем, что питались «здорово», и все же в какой-то момент понимали, что набирают вес, зарабатывают сахарный диабет или находятся на стадии, предшествующей диабету, несмотря на то, что делают все «правильно». Они говорили своим пациентам придерживаться рациона с низким содержанием жиров, есть в основном растительную пищу, контролировать объем порций и тренироваться. Они сами следовали собственным советам, и те не работали.

Семейный врач Дебора Гордон из Ашленда, штат Орегон, говорила, что если измерять успех количеством пациентов, потерявших с помощью упражнений и правильного питания значительное количество веса, то ее показатели стремились к нулю. Врачи сделали то, что предпринял бы любой здравомыслящий человек на их месте: они избавились от рамок и отправились на поиски рабочего подхода. Когда они прочли про кетодиету, то решились на эксперимент над собой. Обнаружив, что данный способ питания работает и оправдывает ожидания, они приобрели переходный опыт.

Впоследствии они стали осторожно предлагать диету своим пациентам. Убедившись, что способ работает, и поняв из личного опыта, что стоит делать, а что – нет, они стали увереннее в своих действиях. Именно эти врачи стоят у истоков массового движения, нацеленного изменить представления об ожирении и диабете в Америке и по всему миру, а также о предотвращении этих заболеваний.

Возьмем в качестве примера Сьюзан Волвер, ранее работавшую бортовым врачом в военно-воздушной авиации. Она сменила направление и стала врачом в Ричмонде, штат Виргиния, и доцентом в медицинском колледже Виргинии. Ричмонд – город, где живет очень большой процент людей, страдающих ожирением. Исследование Института Гэллапа в 2012 году показало, что это второй город в рейтинге, и уступает он только Мемфису. Сьюзан поделилась со мной: изо дня в день она сталкивалась с болезнями, вызванными ожирением: гипертонией, сердечными заболеваниями, сахарным диабетом. Она настоятельно рекомендовала своим пациентам питаться более здоровой пищей, есть меньше, заниматься спортом, но ее советы имели небольшой результат. К 2013 году она работала в медицине уже двадцать три года, и за это время лишь двое из пациентов смогли сбросить вес, следуя ее совету, один же из них вскоре вновь его набрал.

Шли годы, Волвер, как и многие врачи, считала, что ее пациенты ее не слушают или не хотят стараться.

– А затем кое-что произошло, – призналась она. – Приблизившись к среднему возрасту, я все время следовала собственным советам, которые давала пациентам. Однако каждый раз, когда я вставала на весы, я понимала: похоже, мне самой не помогают собственные советы. И тогда я стала подозревать, что дело вовсе не в том, что пациенты не выполняют требования, просто мой совет – полный отстой. Тогда я начала собственное исследование по вопросу: «А что тогда может помочь?»

В 2012 году Волвер стала посещать медицинские конференции, посвященные вопросам ожирения и снижения веса, в надежде узнать что-то полезное, что можно было бы применить на практике. На одном из семинаров, организованном Обществом по борьбе с ожирением, она услышала выступление Эрика Вестмана из Медицинской школы Университета Дьюка, который рассказывал о своем клиническом опыте и исследованиях. Вестман провел множество клинических исследований, сравнивая между собой множество подходов: системы питания с низким содержанием жиров, контролем размера порций и диеты, нацеленные на снижение веса, продвигаемые Американской кардиологической ассоциацией, с диетой Аткинса и кетодиетой, в которых упор был сделан на снижении потребления углеводов, содержащихся в зерновых, крахмалосодержащих овощах и в сахаре – а также на увеличении потребления жиров.

 По словам Вестмана, диета Аткинса позволяла его пациентам почти без труда сбросить лишний вес и стать более здоровыми в процессе следования диетическим нормам – все, как и говорил сам Аткинс. К тому же он подтвердил это клиническими испытаниями и выросшим списком тех, кто благодаря диете действительно стал питаться более здоровой пищей.

– Пациенты [Вестмана] выглядели точно так же, как и мои собственные, – поделилась со мной Волвер, – за одним исключением: его пациенты сбрасывали вес и больше его не набирали.

В мае 2013 года Сьюзан проехала два с половиной часа, чтобы оказаться в Дареме, штат Северная Каролина, и провела в клинике Вестмана два дня. Она с изумлением наблюдала за людьми, ожидавшими приема.

– Никогда ничего подобного в своей жизни не видела: восемнадцать человек за день. Семнадцати из них удалось значительно скинуть вес и больше не набрать его. Это на шестнадцать больше, чем было у меня.

Так в медицине распространяются нетрадиционные методы лечения. Новая лекарственная терапия может легко стать «стандартом лечения», когда медицинские журналы опубликуют результаты последних клинических исследований. Однако более простые методы лечения распространяются благодаря тому,