Потому что рано или поздно всем приходится отвечать на этот вопрос. Если не захочешь ответить на него сейчас, жизнь все равно заставит тебя и, уж поверьте мне, выберет для этого самое неподходящее время.
Почему же так случается, что после серьезных поражений и неудач люди совершают прорыв? Откуда у человека появляется внутренняя сила? Почему некоторые, достигнув ошеломительного успеха, не боятся всё потерять? Почему, когда всё теряют, не падают духом и быстро восстанавливаются, несмотря на разочарование и ужас потерь?
Вот мой вариант ответа: потому что они знают, кто они.
Только сняв с себя, слой за слоем, успех, достижения, только оставшись без внешней оболочки, ты можешь найти ответ на вопрос «кто я?». Потеряв, казалось бы, всё, ты вдруг приобретаешь намного больше – самого себя! Оставив в стороне успех, достижения, все материальное, открываешь творца, созидательный дух, который не знает границ в творчестве.
Ты – это твоя суть, когда у тебя «ничего не осталось», когда ты наконец остаешься наедине со своей сущностью. Так кто ты? Ты – твои ценности, установки, намерения, характер. Характер, а не поведение или маска. Что отделяет нас от нашей сути? От бесконечного океана безусловной любви и творчества? Наш характер, который проявляет эго.
Согласно Вильгельму Райху[6], любые проявления характера человека – типичные лимитирующие реакции, не допускающие творчества и гибкости. Человек живет внутри панциря и защищается от личных недостатков, с которыми сталкивается, если открыто общается с миром. Люди встречаются в обществе с проблемами, которые зеркально отражают их же характер. Может быть, поэтому мы и не хотим разобраться со своей природой. Легче обвинить окружающих, нежели признаться, что все проблемы заключены у нас внутри. В результате мы неосознанно принимаем решение отречься от самого себя.
А на тебя у меня нет времени!Представьте женщину, которая рожает ребенка, но малыш ей не приходится по душе, и она ничего лучше не может придумать, как отдать его в приют. «У меня нет времени на тебя!» – заявляет она. Свое решение она объясняет тем, что у нее совершенно нет времени заниматься ребенком, так как он проблемный и ей придется много повозиться, чтобы получить видимый результат. Проходит время, она живет, как ей кажется, полноценной жизнью, занимает себя делами, но чувствует постоянную внутреннюю боль. И все же продолжает делать вид, будто ничего не случилось. А в глубине души понимает, что малыш ее ждет. И чем больше отдаляется от ребенка, тем сильнее чувство опустошенности захватывает ее душу, несмотря на внешние, кажущиеся благоприятными условия.
История из практики
Состоятельный мужчина, высокопоставленный чиновник. Виллы и дома в разных странах Европы, несколько машин, семья, дети. Казалось бы, все условия, чтобы чувствовать себя счастливым. Но нет радости в его жизни, потерян смысл. Он решает компенсировать пустоту наличием любовницы и развлечениями, но окончательно запутывается. Внешне все прекрасно, многие бы позавидовали, а внутри – уныние, безысходность и грусть. Он начинает свой рассказ:
– Когда-то я хотел быть поваром, с детства любил всех кормить, и хорошо получалось, между прочим. Но родители уговорили поступить в финансовую академию, мол, повар – не профессия. Выучился на финансиста. Работал по профессии. Но цифры – не мое, я их ненавижу! А еще я был влюблен в девушку, которая жила в деревне рядом с домом моей бабушки. До сих пор помню ее глаза. Но сказали: она тебе не пара… И вот женился я на другой, практически незнакомой девчонке. Но не понимает она меня и не понимала с первого дня. Раньше я был душой компании, любил с друзьями встречаться, а теперь и друзей нет, да и времени на них тоже. «Дружу» с теми, с кем должен дружить. Я их не уважаю и, была бы моя воля, вообще бы не общался с ними.
Наверное, вам уже стало ясно, откуда «растут» проблемы? Почему у него не было сил и жизненной энергии? Везде он старался вести себя дружелюбно, поэтому снаружи все выглядело благополучно и прекрасно, а внутри чувствовал разочарование и гнев: и дома, и на работе, и с «друзьями». Сам для себя он создал такие невыносимые условия, которые диктовали ему носить маску всегда. На лице дежурная, искусственная улыбка, которая никак не была связана с внутренней болью и разочарованием, которые он испытывал каждый день. Маски, маски. Кругом