• Представьте, что наблюдаете за собой откуда-то издалека. Вообразите Землю, застывшую в космическом пространстве. Приближайте изображение, постепенно увеличивая масштаб, чтобы разглядеть очертания своего континента, потом своей страны, родного города и, наконец, помещения, в котором сейчас находитесь. Загляните в себя, ощутите электрические импульсы, со свистом проносящиеся через ваш мозг. Вот оно – маленькое существо во Вселенной, которое испытывает свои конкретные переживания в данный конкретный момент.
• Предположите, что слышите свою умственную болтовню из воображаемого радиоприемника; представьте себе, что можно уменьшить громкость или переставить приемник в другое место и на время забыть о нем.
• Рассмотрите худший вариант развития ситуации. Поймите: что бы ни произошло, вы будете живы и здоровы.
• Вспомните обо всех предыдущих случаях, когда вы испытывали точно такие же чувства – о том, что вам якобы не выкарабкаться, что все пропало и т. д. Но ведь в итоге ничего страшного не произошло, не правда ли?
Стивен Хейнс и его коллеги изучали нашу склонность зацикливаться на запретном, попросив участников контролируемого исследования не думать о желтом джипе. Для многих людей запрещенный образ возник сразу же, немедленно и продолжал появляться с растущей частотой. Другие оказались в состоянии подавить эту мысль в течение короткого промежутка времени, но в некоторый момент все же сдались, и картинка с желтым внедорожником тут же возникла у них перед глазами. Участники эксперимента сообщили, что потом с определенной регулярностью вспоминали о желтых джипах в течение многих дней, а иногда и недель.
Поскольку попытка подавить самокритичную мысль ставит ее на центральное место в размышлениях, более эффективная стратегия заключается в том, чтобы постараться ее нейтрализовать.
Это были первые два шага в борьбе с внутренним негативом: дестигматизация дискомфорта и нейтрализация негатива. Третий и заключительный шаг поможет вам не только ослабить внутренний негатив, но и фактически заменить его другой внутренней реальностью.
Шаг третий: переосмысление реальности
Представьте себе: утро понедельника, восемь часов. Вы едете по шоссе за рулем собственного автомобиля. Сегодня у вас важное мероприятие. Нужно выступить с получасовой презентацией, которая может в корне изменить вашу карьеру. Вы сосредоточены и спокойны. Внезапно вашу машину подрезает справа большой черный внедорожник и начинает движение по вашей полосе. Чувствуя, как резко забилось сердце, и вцепившись руками в руль, вы машинально давите на тормоза. Мало того, что нарушитель спокойствия подрезал вас, не подав каких-либо предупреждающих сигналов, он и теперь то набирает ход, то притормаживает. Вы даже едва не врезались в него сзади! Затем джип съезжает с вашей полосы вправо, вызвав резкий визг тормозов идущей там другой машины. «Что за идиот этот водитель, – думаете вы, – совсем без головы на плечах!»
И чувствуете, как кровь приливает к щекам.
Что случилось с вашим телом во время этого инцидента? Реакция на угрозу вызвала у вас учащение сердцебиения, мышцы напряглись, и произошел выброс гормонов стресса. Теперь вы просто-таки «накачаны» гневом. Вы знаете, что к моменту проведения презентации должны возвратиться в харизматическое ментальное и физическое состояние, но в вашем распоряжении всего несколько минут, и вам никак не удается выбросить этого идиота-водителя из головы.
Как только активирована реакция на угрозу, успокоить себя и забыть об этом довольно трудно. Вспыхнувший гнев сложно вывести из своей системы; вот почему утреннее неприятное дорожное происшествие может сохраняться в вашей памяти в течение многих часов, а иногда и весь день.
Если вы решили просто подавить свой гнев, это может дорого вам обойтись. Когда люди вынужденно оказываются в негативном эмоциональном состоянии, а затем их просят подавить негативные эмоции, внутренние отрицательные переживания зачастую остаются неизменными. Это приводит к тому, что в головном мозге и сердечно-сосудистой системе происходят повышенные стрессовые реакции.
Но что, если водитель-лихач на самом деле оказался бы обезумевшей от волнения матерью, сын которой вдруг начал задыхаться на заднем сиденье? Вот почему она так отчаянно пыталась свернуть с полосы: чтобы остановиться и поскорее помочь своему ребенку.
Если бы вы узнали об этом, то смогли бы хоть немного успокоиться?
Большинство людей – наверняка.
Решение изменить свое мнение о том, что произошло (такая техника называется когнитивной переоценкой), эффективно снижает уровень стресса. Это подтвердило исследование, проведенное учеными Стэнфордского университета с применением методов магнитно-резонансной томографии. Исследователи заключили, что решение изменить свое мнение оказалось намного более эффективным и более здоровым, нежели попытка подавить или просто проигнорировать эмоции.
В большинстве ситуаций мы не знаем наверняка, что движет тем или иным человеком и чем объясняются его действия. Поэтому мы могли бы с тем же успехом выбрать наиболее полезное для себя объяснение и тем самым воссоздать версию событий, которая позволила бы нам обрести определенное психоэмоциональное состояние, необходимое для поддержания харизмы.
Хотя это предложение может вначале показаться несколько необычным, было бы рационально и разумно переосмыслить или подкорректировать свое восприятие действительности. Это поможет вам вернуться в нужное психологическое состояние, активировать харизматический язык тела и улучшить впечатление, оказываемое на окружающих.
Впервые о технике переосмысления реальности я узнала во время учебы в бизнес-школе[3], и она сослужила мне хорошую службу в последующие годы. Я всегда вспоминаю один из вечеров в Боготе, когда я лично убедилась в том, насколько действенна эта методика.
Было около четырех часов утра, а мне никак не удавалось уснуть. Не давало покоя какое-то смутное предчувствие. Через несколько часов мне предстояла встреча с внушительной аудиторией из 300 руководителей высшего звена крупной многонациональной корпорации. Ее президент, который попросил меня провести практическую беседу с топ-менеджерами фирмы, ожидал, что после сеанса нашей совместной работы его подчиненные выйдут из аудитории с измененным в позитивную сторону мышлением и с практическим набором инструментов. В моем распоряжении было всего полтора часа, чтобы сделать их более уверенными, властными, убедительными и вдохновляющими. Вдобавок ко всему лекцию предстояло читать на испанском языке! Надо сказать, положение было не из легких.
Я часами ворочалась в постели, потом вставала и бродила по гостиничному номеру, бесцельно глядя из окна на мерцающие городские огни. В общем, отчаянно пыталась уснуть. К горлу подступала тошнота; я была на грани эмоционального срыва. В голове царил хаос, и я с ужасом думала о последствиях своей многочасовой бессонницы.
Внезапно я вспомнила об упражнении на когнитивную переоценку. Хотя все это представлялось малоправдоподобным, я знала, что на тот момент уже все перепробовала, и поэтому ничего не потеряю, если сделаю еще одну попытку. Усевшись за стол, взяв ручку и листок бумаги, я спросила у себя: «А что если эти печальные переживания… бессонница, тошнота и сам факт, что все это происходит со мной в ночь перед весьма