9 страница из 11
Тема
нагрузках. (Келоид — это местное утолщение ткани, вызванное ненормально высоким количеством коллагена, который образуется в рубцах кожи. Удаление таких рубцов почти всегда сопровождается рецидивом заболевания). Именно это и происходит…

Причиной растяжения подколенной области (то есть образования кисты Бейкера) являются:

1) ослабление (гипотрофия) мышечно-связочного аппарата коленного сустава (периферической защитной системы), в результате которого любое неосторожное движение, связанное с резким выпрямлением ноги в коленном суставе, может привести к такому растяжению;

2) резкая нагрузка на заднюю поверхность бедра, к которой мышцы и связки задней поверхности бедра были не готовы.

У спортсменов есть такое понятие: плохо «разогреты». Это было в моем случае. Так что же делать? Как избавиться от боли в подколенной области, избежать хирургического вмешательства и надежно восстановить периферическую защиту коленного сустава?

Мой ответ может помочь также при других растяжениях и даже, например, при привычном вывихе плеча. В этом случае упражнения, конечно, будут другие, но принцип один. Этот ответ кроется в разгадке строения капсулы сустава, сухожилия и связок, а именно в их продольном, линейном строении! Волокна разошлись, растянулись! Что делать? Шить? А смысл? Не проще ли их укрепить?!

Я предлагаю «собрать» растянутые соединительно-тканные волокна капсулы силовыми упражнениями, действующими вдоль этих волокон. Но! С минимальными воздействиями! Главное, понять, что любой сустав имеет 4 поверхности — переднюю, заднюю и две боковые, а это значит, что и упражнений должно быть не менее четырех — на каждую из этих поверхностей.

При кисте Бейкера «собрать» растянутые соединительнотканные волокна капсулы можно силовыми упражнениями, действующими вдоль этих волокон. Выполнять такие упражнения нужно с минимальными воздействиями, при этом упражнений должно быть не менее четырех — на каждую из суставных поверхностей.

Суставы и суставная жидкость

В данном случае речь пойдет о лечении коленных и тазобедренных суставов. В последние годы при лечении этих суставов широкое распространение получил метод внутрисуставных инъекций различных жидкостей и гелей (так называемые жидкие импланты), которые, по замыслу авторов подобных изобретений, должны способствовать восстановлению разрушенного хряща. Одна инъекция препарата внутрь суставной сумки (чаще всего уже разрушенной) стоит кругленькую сумму. Если эффекта нет, пациенту рекомендуют повторить инъекцию (стоимость инъекции при этом не меняется). На какое-то время у пациента возникает облегчение (не всегда), но спустя максимум шесть месяцев возвращается и боль, и хромота, а рентгеновские снимки показывают уже более удручающую картину разваливающегося хряща. Такое лечение рассчитано на человеческую лень, а его стоимость — на фантазии врача: чем тяжелее состояние хряща, тем дороже будет лечение… Так видится этот алгоритм медицинским специалистам, а как же клятва Гиппократа: «Не навреди»? Забудьте!

Объективности ради следует сказать, что хирурги, использующие такие хондопротекторы для лечения суставов, и сами верят в совершаемое ими лечение, потому что фармакологи убедили их в этом… Но что происходит с суставами на самом деле?

Чтобы понять бессмысленность подобных процедур и даже оценить вред, наносимый суставу подобными способами «лечения», необходимо понять строение и функции всех элементов сустава:

• Хрящ, покрывающий суставные поверхности, гиалиновый. Это специализированная форма соединительной ткани, в которых плотная (!) консистенция межклеточного вещества обуславливает способность ткани выдерживать механические напряжения без возникновения постоянной деформации.

• Хрящ создает опору для мягких тканей.

• Хрящ образует амортизирующие и скользящие суставные поверхности.

А теперь подумайте, способна ли какая-либо внешняя жидкость (гель, жидкий имплант), введенная внутрь суставной сумки, например коленного сустава, проникнуть внутрь хряща и закрыть его «бреши», как заплатка? Конечно, нет! Но больные верят врачам, которые берут с них громадные деньги, но не гарантируют результата лечения…

Второй аспект заключается в том, что жидкость (хондротектор) должна каким-то образом проникнуть внутрь хряща, внутрь его гиалиновой оболочки и восстановить ее. (Напомню, что есть еще эластический хрящ — ушная раковина, и волокнистый хрящ — межпозвонковый диск, и все они содержат плотные и сверхпрочные коллагеновые волокна.) Но дело в том, что хрящ не имеет ни кровеносных сосудов, не лимфатических сосудов, ни нервов… Как же он получает питание, спросите вы.

Питание хряща осуществляется за счет диффузии питательных веществ из капилляров, которые находятся в прилежащей соединительной ткани — надхрящнице (а суставные хрящи не покрыты надхрящницей) или из синовиальной жидкости в полости суставов.

Диффузия — это своего рода насос, в котором есть цикл сжатия хряща и падения давления в нем. Говоря проще, при сгибании коленного сустава происходит падение давления в синовиальной жидкости полости сустава, при разгибании — сжатие хряща. Пусковым механизмом диффузии является работа мышц, сухожилий и связок сустава — другого механизма поступления питания в хрящевую ткань сустава природой не предусмотрено!

В отличие от других тканей гиалиновый хрящ весьма подвержен дегенеративным процессам, связанным со старением. То есть с годами, если мышцы ног, а вместе с ними сухожилия и связки суставов, слабеют, то суставы перестают получать питание (при их активной эксплуатации), и хрящи обызвествляются (то есть происходит их дегидратация). Этот процесс называется асбестовой дегенерацией.

На рентгеновских снимках (МРТ, КТ) видно, что суставная щель теряет свою конгруэнтность, перестает быть гладкой и покрывается очагами, которые можно сравнить с ржавчиной (то есть происходит формирование аномальных коллагеновых фибрилл). Попытки хирургов (в том числе и частнопрактикующих) чистить хрящ с помощью артроскопии приводят лишь к более быстрой дегенерации (исчезновению) хряща. При этом так называемый лечебный эффект после артроскопии объясняется всего лишь анестезией (обезболиванием) с помощью НПВС, вводимых внутрь сустава.

Таким образом, любые хирургические проникновения внутрь сустава с целью частичного восстановления хряща, «очистка» сустава от экзостозов и других дегенеративных изменений внутри сустава, а также диагностическая артроскопия — все эти вмешательства приводят к ускоренному разрушению сустава! Пациенты обычно ощущают ухудшение в суставе спустя несколько дней после проведенных инъекций или артроскопии. В результате у них уже не остается иллюзии на бескровное решение проблемы, как, впрочем, не остается и денег, затраченных на ультрасовременное лечение сустава.

Что же делать, если тазобедренный или коленный сустав работает плохо? Выход один: нужно готовиться к операции по замене больного сустава — эндопротезированию! И пока человек состоит из мышц, связок и сухожилий, внутри которых находится вся «транспортная» система организма, все кровеносные и лимфатические сосуды, другого пути у него нет!

Только остеохондроз позвоночника с межпозвонковыми грыжами, протрузиями, в такой операции не нуждается. Хотя и замену межпозвонкового диска (МПД) врачи стали рассматривать как единственно возможный способ избавления от болевого синдрома в спине. Но несмотря на то что волокнистый хрящ МПД при старении стирается, его вполне могут поддержать глубокие мышцы и связки позвоночника (соседних позвонков)!

В отличие от позвоночника коленный сустав и тазобедренный сустав дублеров не имеют! Они, конечно, тоже важны, но они все-таки не настолько жизненно важны, как позвоночник, в котором проходит спинной мозг (ЦНС). Эндопротезирование — это одна из немногих хирургических операций, которая помогает восстановить не только практически полноценную жизнедеятельность сустава (без бега и без

Добавить цитату