По немецким каналам идут передачи, учащие граждан соблюдать законы. Работники таможни с гордостью рассказывают, как они штрафуют собственных туристов, вернувшихся домой и посмевших ввести в страну на пару дорогостоящих бус или на пачку сигарет больше положенного. Инспекторы ходят по улицам и безжалостно штрафуют за лишние 15 минут на парковке. Работники санитарных служб проверяют турецкие забегаловки на соблюдение всех норм и наказывают самые недобросовестные из них. Но при этом в страну через границы идет многомиллионный поток беженцев, который никто не собирается останавливать[5]. Беженцы несут с собой болезни, оружие, криминал. Однако Меркель сказала: «Мы сделаем», и народ делает. Выбора нет. Такой театр абсурда, с которым пока невозможно справиться.
Таковы немцы в разных своих проявлениях. Вот только юмор у них хромает, зачастую бывая «ниже пояса». Впрочем, этим грешим и мы. Тем же, кто не верит, что немцы умеют шутить хорошо, стоит перечитать «Черный обелиск» Ремарка, где трагизм и комизм переплетаются в замысловатый узор жизни, или же пересмотреть «Достучаться до небес» — гениальнейший немецкий фильм, настоящий шедевр на все времена.
Германия – сильная страна. В XXI веке она достигла почти всего, к чему когда-то стремился Гитлер: стала лидером среди европейских государств, экономическим и финансовым локомотивом единой Европы, проводящим внешнюю политику в своих интересах. Но люди здесь самые обычные, политикой интересующиеся мало, работающие круглые сутки. Германия – страна-трудоголик. Так было всегда, потому что каждая страна состоит из людей, а всем немцам с самого детства внушают уважение к труду. Они хотят работать, любят работать, умеют работать. И этому у них стоит поучиться…
1.8 Германия в 2014 году
Со времени окончания Второй мировой войны сменилось уже не одно поколение. Один за другим уходят непосредственные участники тех страшных событий, как в России, так в Германии, и в других странах. Но если в России, благодаря, в первую очередь, патриотическим кинофильмам и сериалам, память еще жива, более того, она горит ярким пламенем вечного огня, то в Германии новые поколения уже слабо представляют себе, как все происходило на самом деле. И, как результат, не несут на себе моральной ответственности за поступки своих предков.
Без малого 70 лет немцы смиренно склоняли головы, стоило лишь кому-то произнести слово «фашист», но это постепенно остается в прошлом. Все чаще и чаще можно услышать вполне разумное: «На себя посмотрите! Что у вас на Украине творится!» Ведь для традиционного европейского взгляда Россия и Украина до сих пор единая страна. СССР – он и есть СССР, хоть и сменил название, но по усредненному европейскому мнению «славяне должны сами разбираться со своими проблемами». Естественно, немецкие СМИ навязывают иное, но это – политика, а для большинства населения все эти проблемы совершенно не существенны. Войну не замечают, пока дело не коснется тебя лично, как в истории со сбитым Боингом.
«Как же надоела эта ваша Украина! - заявил мне недавно один знакомый немец, - такое ощущение, что кроме тамошних дел больше ничего важного в мире не происходит. Откроешь газету – Украина, включишь новости – Украина. Слышать это слово уже не могу! Хотя, еще этот новый вирус Эбола – вторая надуманная напасть».
«Сам виноват, - ответил я, - если бы не ваша Меркель и ей подобные, то Путин давно остановил геноцид населения и закончил бы войну».
«Американцы бы не позволили. Ведь у них армия намного сильнее российской. Сколько тратилось за последние 25 лет на военные нужды в США и сколько у вас? Они же вас раскатают в тонкую лепешку, если понадобится».
«В наше время ни одну ядерную державу в лепешку не раскатать, на то ракеты и имеются, чтобы чужие не лезли, куда не зовут. Американцы – трусы! Вся их военная доктрина построена на том, чтобы победить, не вступая в прямой конфликт. Беспилотники могут разбомбить всю Сирию, а пилот будет сидеть в удобном кресле за пультом в сотне километров в совершенной безопасности. Это развращает. Когда солдат теряет страх, он мнит себя королем мира, хотя в реальности это не так. Поэтому американцы и ведут себя столь нагло. Они забыли, каково это – погибать в окопах под шквальным огнем, лежать полузасыпанным землей, оглушенным от взрывов, видеть, как рядом гибнут твои друзья, а ты не в силах это изменить. Дистанционно воевать – много храбрости не надо. Но отбери технологии, и что останется? И ты думаешь, что хорошо защищен и тебя это не коснется? А вот завтра к власти придут «Левые», сменят политический курс, и внезапно окажется, что в Германии недостаточно демократии, а беспилотники будут кружить уже над Берлином».
«Это маловероятно», - заулыбался мой знакомый. На этом и разошлись, убежденные каждый в собственной правоте.
Вывод, который я вынес из этой беседы: Германия, даже на уровне рядовых граждан, полностью признает сегодня превосходство Америки и будет и дальше поддерживать ее почти во всех вопросах внешней политики, тем более касательно менее важных для Германии стран. И должно случиться чудо, чтобы общий курс переменился.
С Россией начнут опять дружить только в том случае, если Америка позволит.
Сейчас, когда курс рубля ослаблен[6], все ждут, как поведет себя Путин, пойдет ли он на попятную, даст ли слабину. Пока этого не происходит, хотя многие европейские аналитики ставили на то, что Путин сдастся уже давно. Это с одной стороны удивляет европейцев, а с другой настораживает. Когда прогнозы не сбываются, то это значит, что либо прогнозисты были так себе, либо «эти чертовы русские» просто не поддаются никаким прогнозам, поступая не логично, не типично, странно. А странностей никто не любит, все хотят контролировать процессы, а не гадать, кто и что выкинет в следующий раз.
А в России небывалый пик патриотизма. Казалось бы, все должно быть наоборот (опять же, по мнению западных аналитиков). Но если еще год назад каждый считал своим долгом критиковать правительство и Путина, то теперь, когда на нас насели со всех сторон черные американские вороны и наглые немецкие чайки, то народ сплотился в единый кулак. Сейчас есть только две стороны: либо ты с Россией, либо против нее. Никакой критики. Полная поддержка и стопроцентное доверие. Кто критикует – тот враг. Пройдет время, внешняя угроза исчезнет, наступят мирные дни, тогда можно будет опять разбирать по косточкам чиновников