Лучше повторить очевидное, чем упустить основное. Клиент должен понимать, что он делает, помнить, зачем он это делает, и знать, как это делать. Отдельная задача – объективизация ожиданий клиента по отношению к результатам сессии: обесценивание столь же вредно, как и глобализация.
В литературе часто встречается метафорическое сравнение первого этапа с посевом, зерна которого взойдут в процессе работы.
Второй шаг – отбор и расклад карт.
Карты могут отбираться вслепую (рубашкой вверх) и открыто (вверх изображением).
Карты могут отбираться путем случайного выбора, путем последовательного перебора или произвольного выбора из всей открытой или закрытой колоды.
Случайный выбор позволяет увидеть спонтанные реакции клиента и сэкономить время, но обычно используется вне рамок структурированных сценариев – в тренинге эмоций, при знакомстве со смысловой системой клиента, объяснении метода и т. д.
В рамках работы со структурированным сценарием наилучшим является применение открытого отбора карт из полностью разложенной колоды – в этом случае выбор клиента является наиболее точным. Однако встречаются случаи, когда поведение клиента, его высокая тревожность или настороженность делают предпочтительным выбор последовательным перебором, который заставляет держать в поле зрения только одну из отбираемых карт (сосредотачиваясь на ней, выбирая ее по принципу приблизительного соответствия запросу, а не сравнительного выбора из нескольких близких по сюжету карт).
К основной колоде могут подключаться дополнительные карты или колоды. Например, колода OH состоит фактически из двух колод по 88 карт – большой и малой. Большие карты представляют собой рамки (фреймы), которые могут изменить контекст малой карты в очень широких пределах. Считается, что сочетание визуального стимула со словесной стимуляцией реализует одновременно стимуляцию левого и правого полушарий, способствуя более полной актуализации психической продукции. Смена рамок в этом случае тождественна смене фреймов в том контексте, как это понимается в нейролингвистическом программировании.
Колода Resilio состоит из основной (красной) и колоды с изображением животных (желтой). Колода TanDoo содержит 99 карт с изображениями ситуаций и 44 карты-знака. Колода ANIBI – 96 карт-рисунков и 96 карт со словами на двух языках. Колода MIBI содержит 184 изображения голов и торсов для работы с субличностями и т. д. «Из сундука прошлого» – 64 основные карты и 32 карты со словами и словосочетаниями[5].
Эти дополнительные колоды могут включаться в работу сами по себе или совместно с основной колодой. Например, основная колода OH и колода больших карт со словами (рамками, фреймами). Колода с рамками так же успешно включается в работу с SAGA и MYTHOS, да в принципе с любыми колодами, выпускаемыми издательством Моритца Эгетмейера OH Verlag.
Уникальные включения в колоду обычно хорошо отображены в инструкции и не должны вызывать затруднений, так как просто расширяют границы вашего творчества. Все эти моменты обязательно обозначены в сценарии.
В зависимости от используемого сценария и его целей карты могут выкладываться:
• в ряд, по мере их выбора или открытия;
• в виде определенных групп или фигур, объединенных общим смыслом (например, при описании собственной идентичности в сценарии «“Трезвая” и “пьяная” идентичность» три карты, описывающие отношение клиента к самому себе, к семье/близким людям и к миру, выкладываются по часовой стрелке вокруг карты, символизирующей идентичность клиента);
• на специальные рисунки (матрицы) или поля, являющиеся одновременно и подсказкой, и частью ассоциативно-метафорической работы. Примеры используемых автором полей можно увидеть в сценарии «Заветное желание» (см. главу 2) и «Сферы реализации» (см. главу 3). Готовые поля, отпечатанные типографским способом, можно приобрести в Интернете, например «МАКовые поля. Набор матриц для работы с метафорическими картами» Екатерины Радченко, или создать самому – под конкретный сценарий или задачу.
Третий шаг – собственно психологическая работа с отобранными картами и реакциями клиента на них. Здесь уже вступают в действие терапевтические и методологические предпочтения психолога, избирательный интерес к структурам личности и психическим феноменам (см. табл. 1.1) и нацеленность на определенные тактические и стратегические задачи в рамках отдельной сессии или длительного консультативного (психотерапевтического) процесса.
После третьего шага должна следовать реализация целей сессии с использованием полученного в сеансе МАК результата в рамках избранного психологом метода психологических интервенций.
Сессия, не завершившаяся рефлексией и обсуждением («впитыванием») результатов, обычно оказывается малорезультативной.
Каждая карта реализует свое воздействие как стимул на разных уровнях психики, позволяя «поднять» в поле осмысления и обсуждения неосознаваемый, вытесненный, «запретный» материал.
Визуальный стимульный материал в процессе осмысления и рассказа вербализируется, ассоциируется и метафоризируется, на этот процесс проецируются текущее эмоциональное состояние и актуальное содержание сознания. Конечный «продукт» при этом оказывается более комфортным для клиента, нетравматичным в обсуждении.
Важно: психолог должен сначала создать мост между обсуждаемой проблемой (личностной идентичностью, ситуацией) и выбранной картой, после сосредоточиться на карте и провести клиента по всем уровням восприятия карты (см. табл. 1.1), а затем, воспользовавшись мостом, снова вернуться от проекций к теме работы. То есть мост – обсуждение – обратный мост.
Технически это решается следующим образом.
1. Установление связи между картой и проблемой/запросом (мост): «Что на выбранной вами карте кажется вам общим с обсуждаемой проблемой? Видите ли вы связь этой карты с вашим запросом?»
2. Обсуждение изображения на карте и связанных с ним эмоций, ассоциаций, смыслов (см. табл. 1.1).
3. Возвращение из «пространства карты» в «пространство проблемы» (обратный мост): «Про что в вашей жизни ЭТО? Теперь, когда мы обсудили карту, не изменилось ли ваше восприятие… (проблемы/запроса)? Может, сейчас вам кажется, что другая карта может более точно описать ваш запрос?»
Особенностью метафорических ассоциативных карт является то, что работа на всех уровнях восприятия стимульного материала происходит практически одновременно, но у каждого клиента превалирует индивидуальный уровень предпочтений, который он предпочитает излагать. При умелом направлении со стороны терапевта остальные «слои» тоже легко поднимаются в поле осознанности. Это позволяет в процессе одной работы с картой получить легко и быстро значительный объем информации о клиенте. Главное – быть внимательным к последовательно возникающим переживаниям и состояниям клиента.
К примеру, возьмем работу с картой #45 в классической колоде OH. На карте изображена детская горка (детская площадка). Клиент – мужчина, старше 40. Извлекая случайную карту закрытым способом, дает первую эмоциональную реакцию восклицанием «Ох!» и тут же расплывается в улыбке. На вопрос «Что вы сейчас чувствуете?» отвечает быстро и охотно: «Как будто окунулся в детство, так радостно и беззаботно стало, так неожиданно…» (первая эмоция). На предложение рассказать о том, что он видит на карте, начинает делиться воспоминанием, как с ребенком ходил на площадку, сообщает о том, что скучает по сыну, и тут же сам (!) обращает внимание на смену точки зрения (смену идентификации). Как только речь заходит о сыне, клиент перестает чувствовать себя ассоциированным с происходящим на