Поэтому давайте разбираться, как сделать так, чтоб всё было правильно и хорошо. Мы уже в общих чертах знаем, что такое доказательная медицина. Для того, чтобы учёные из разных стран могли сравнивать результаты своих исследований, необходимо как-то стандартизировать протоколы. В начале прошлого века, например, остро стояла проблема с созданием питательных сред для выращивания клеток. Каждый придумывал что-то своё, добавлял вещества в каких-то своих концентрациях. Понятное дело, что ни о какой стандартизации речи и быть не могло. Представьте, что было бы, если бы мы проводили исследования в таких условиях. Во многих случаях нельзя было бы сравнивать результаты, а что ещё хуже – объединять данные[3]. Но самая большая проблема в контексте медицины – это, конечно, безопасность. Без чёткой стандартизации невозможно обеспечить безопасность лекарств, производимых не то что в разных странах, а даже в одной фармкомпании, но в разные месяцы.
Сейчас существуют чёткие протоколы, которых необходимо придерживаться. Особенно строго за этим следят непосредственно на производстве, ведь от того, какое вещество получится в итоге, зависят жизни людей. В исследовательской части на стадии до тестирования на клетках и животных могут быть некоторые допущения или отклонения, но и здесь они, как правило, в рамках протокола. Может быть написано что-то вроде: «Концентрации подбираются индивидуально в соответствии с целями исследования». По сути в таком случае исследователю даётся некоторая свобода действий, но только по одному-единственному пункту. В остальных же случаях, когда проводятся непосредственно доклинические и клинические испытания[4], подразумевается, что протоколы соблюдаются слово в слово, а молекула вещества на разных стадиях испытания не изменяется.
Давайте разбираться, какие же протоколы нам нужны. Нам нужны протоколы:
• для исследований на клетках и животных;
• для испытаний на людях;
• для контроля качества лекарственных средств и их хранения;
• для контроля продаж;
• для контроля фармаконадзора;
• для ведения соответствующей документации.
По желанию в этот список могут быть добавлены и другие протоколы, зачастую, например, правила выращивания, сбора и хранения исходного сырья для лекарств растительного происхождения, но мы не будем на них останавливаться, так как они довольно специфичны.
FDA установило требования к фармацевтическим препаратам, и свод этих требований называется кратко GxP. Это аббревиатура, в которой G означает good (вообще переводится как «хороший», но в данном случае – «надлежащий»), P – practice («практика»), а x – переменная, как в математических задачах, потому что эта буква может быть заменена любым другим словом, которое соответствующим образом дополнит акроним. Мы остановимся на понятиях о:
• GLP – Good Laboratory Practice – Надлежащая лабораторная практика;
• GCP – Good Clinical Practice – Надлежащая клиническая практика;
• GMP – Good Manufacturing Practice – Надлежащая производственная практика;
• GDP – Good Distribution Practice – Надлежащая практика по дистрибуции лекарственных средств;
• GVP – Good Pharmacovigilance Practices – Надлежащая практика фармаконадзора;
• GDocP – Good Documentation Practice – Надлежащая практика ведения документации.
Соответствующей деятельностью на территории Европейского союза занимается Европейское агентство лекарственных средств, в России – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, различные отделы Министерства здравоохранения.
GLP
GLP – это общие принципы проведения доклинических испытаний. Сюда входят и регулирование самих исследований, и оценка благосостояния животных, и этические нормы. Все исследования, которые проводятся на животных, очень строго регулируются этим пакетом документов, который требует максимально гуманного подхода. Кроме того, GLP позволяет нам быть с определённой долей уверенными в безопасности химических веществ, которые мы тестируем. Конечно, вещество должно быть эффективно, но безопасность также важна. Если бы вам сказали, что лекарство, которое вы примите, навсегда вылечит вас от условной ангины, но в 50 % случаев будет вызывать рак лёгких, вряд ли бы вы стали его принимать. Я, конечно, утрирую, но большую часть рисков всё же стараются «поймать» ещё на стадии доклинических испытаний. GLP позволяет относительно стандартизировать тесты в разных странах и в разных лабораториях, так как требует определённых дозировок, методов статистического анализа, критериев подбора животных, а также определённую долю чистоты и концентрации исследуемого препарата. Это означает, например, что если в смеси находится больше примесей, чем это предусматривает протокол, такое исследование не будет выполнено по стандартам, а регулирующий орган заметит это и сделает о вас как об исследователе соответствующие выводы (ни к чему хорошему это не приведёт).
GCP
GCP – международный стандарт, контролирующий проведение экспериментов с участием людей. Это своего рода контроль качества таких исследований. Им регламентируется то, как именно будут защищаться права и безопасность испытуемых, как будет происходить оценка их состояния и охрана здоровья. Наверняка вы слышали о плацебо. Это такой эффект, когда пациент пьёт пустышку, а ему становится лучше. Своего рода самовнушение. Мы вообще очень подвержены такому внушению: подойдёт к нам серьёзного вида человек (чем старше, тем лучше!), одетый в белый халат, даст нам красивую таблеточку, блестящую, с какой-то мудрёной надписью на ней. Мы её выпьем – и нам становится лучше. Но ведь если у человека рак, нельзя же его оставить без лечения? До определённого момента плацебо, может, и поможет, но далеко на нём не уедешь. В таких случаях пациента не бросают на произвол судьбы, ему дают сразу два лекарства: то, которое точно действует, и то, которое мы хотим проверить. Чтобы в другой группе испытуемые не заподозрили чего-то, им тоже дают две таблетки: точно работающее лекарство и условную пустышку. Ведь состояние пациента – это главное, что нас в конечном итоге интересует, согласно Хельсинкской декларации.
GCP подразумевает определённые роли для всех участников исследования:
• регулирующие органы – эти организации проводят проверки и, как ни странно, всё регулируют;
• спонсор – как правило, какая-то организация или фармкомпания, за чей счёт проводится испытание;
• исследователь – специалист, непосредственно находящийся в исследовательском центре и именно проводящий исследование;
• пациент – человек, участвующий в исследовании и принимающий исследуемый препарат;
• различные этические комитеты – следят за тем, чтобы всё проходило в рамках принятых международных этических норм.
GCP позволяет понять, зачем и как проводить испытания. Благодаря протоколам GCP мы можем сравнивать разные исследования между собой. Мы можем координировать свои действия и проводить одно и то же испытание в разных исследовательских центрах в разных странах мира. Международные исследования, где принимает участие большое количество стран, очень высоко ценятся в науке, ведь они позволяют оценить эффект от метода терапии в разных популяциях. Будет ли эффективен тот или иной препарат или даже целый класс препаратов и в Африке,