А сейчас — что представляется сейчас, после смены огромного количества кабинетов? Сейчас вспоминается роман Питера Хега «Тишина»[2], размышления героя, который просил у Всевышней не новых нот, а возможности проиграть прекрасно те, что уже есть. «Я — музыкант. Я заключил сделку со Всевышней. О том, чтобы играть всеми клавишами. И черными тоже».
Лидерство — способность максимально насыщенно проиграть жизненную партию, понимая, что она состоит из белых и черных полос. По существу отношения к жизни люди делятся на две группы: на тех, кто является инструментом в чужих руках (их большинство), и тех, кто играет сам. И каждый счастлив и несчастлив по-своему. Такое разделение доказывается множеством психологических игр, суть которых можно свести к следующему: если держать какое-то количество людей в изоляции, то уже через неделю выявится 5 % тех, кто начнет организовывать жизнь. Если отделить эти 5 %, через неделю выявится еще 5 % — и так до 20 % с постепенным снижением уровня активности. Но дальше 20 % дело не пойдет. Оставшиеся 80 % не станут ничего инициировать и будут ждать помощи извне.
Так с чего начинается лидерство? В чем секрет, где ключик, который открывает дверь в большую игру сильных мира сего? Я думаю, что ключ — в состоянии души. Лидерство — это испытываемое ответственным эгоистом ощущение удовольствия от владения собственной игрой — в первую очередь с самим собой, во вторую — с внешним миром. Принцип звучит очень просто:
я владею собой;
я создаю мир в себе;
я владею миром.
Давайте, отталкиваясь от этого, ответим себе на очень русский вопрос: кто в доме хозяин? Подразумевая под домом собственную душу. Если на этот вопрос вы готовы ответить: «Я!» — тогда полдела сделано. Напишите на визитке: «Профессия — лидер» — и вперед!
P. S. Только не забудьте: ответственность за этот ответ понесете тоже вы, а не родители, начальники, подчиненные, гаишники, политики, ну и так далее… по списку.
Настройка инструментов, или Психологическое лидерствоИтак, мы договорились: лидер — не тот, кто самый обаятельный, самый харизматичный, самый говорливый, самый профессиональный. Лидерство живет тише, скромнее, в дальней комнате наших амбиций, на двери которой висит табличка «Ответственность». Мало того, площадь комнаты ограничена пока масштабами нашей личности и с залом заседаний ООН не имеет ничего общего. Хотя еще не известно, что больше, поскольку в деле самореализации личности границ, по сути, вообще нет. Но об этом позже.
Комната дальняя, нелюбимая, заходим мы туда редко, а уж поселиться там — совсем проблема. Взваливать на себя ответственность за свою жизнь не хочется, проще предъявлять претензии другим, облегчая душу сослагательными наклонениями или менторскими рассуждениями.
Второе, о чем я предлагаю договориться или просто поверить мне на слово: лидерами не рождаются, точнее, не обязательно рождаются. Лидером может стать каждый, даже самый не уверенный в себе человек. Главное — разозлиться на себя, Дойдя до ручки, сказать «хочу» и сделать первый шаг, который, как известно, самый трудный. Итак:
злиться на себя, а не на мир вокруг;
конвертировать позитивную злость в желания;
сделать первый шаг;
действовать, реализуя свои желания.
Я была классическим гадким утенком: жалким, беспомощным, без друзей — вечным лузером. Писала упадочные стихи, о чем, будучи 12-летним подростком, поведала единственному другу — дневнику.
Но потом победило желание измениться. Стать лидером своей жизни. Вскоре случай представился. В «Артеке» я присоединилась к двум другим ребятам, и мы организовали побег из лагеря в знак протеста против муштры. И победили! Рискнули (хотя родителей могли выгнать с работы, нас — из школы), взяли на себя ответственность и убежали. Муштра закончилась, а уверенность в себе и новые друзья появились.
С этого первого шага начался мой длинный путь к самой себе, который продолжается до сих пор и, надеюсь, в ближайшее время не прервется. Почему? Потому что оказалось, что идти к самому себе — самое интересное в жизни, круче даже, чем выступать на Генеральной сессии ООН — этой чести я в свое время удостоилась.
Итак:
лидер — это хозяин собственного я;
лидер готов отвечать за свою жизнь;
лидер готов рисковать и добиваться результата;
лидер — тот, кто понимает: другого выхода, кроме как стать лидером, — нет.
Если не получается сразу, не надо рвать душевные связки — можно на первом этапе присоединиться к другому лидерству, а потом постепенно набирать силу. Главное — без фанатизма, как говорит мой знакомый, когда спускается по голубым трассам, будучи мастером спорта по горным лыжам. Только «чайники» что-то доказывают и спешат, а игроки — формируют настроение, а потом спокойно действуют в согласии с самими собой.
Принципы формирования лидерского «Я»Первый принцип: непротивление лени насилием. Что не означает, конечно, уподобления Иванушке-дурачку или Емеле в ожидании чудо-печки либо чудо-рыбы, не важно — золотой или щуки.
Искусство яхтсмена не только в том, чтобы наполнять ветром паруса, но и в том, чтобы вовремя припускать их или вообще уходить в порт на стоянку, когда штормит. Жизнь — не соревнование, а прекрасное музыкальное произведение, и от вас зависит частота чередования forte и piano. Настроившись на свою мелодию, пытаясь почувствовать себя, вы быстро поймете, когда надо снижать темп и держать паузу, а когда, подхватывая удачу, нестись на всех парусах. Нет тренда — отойдите, есть — рискуйте, и удача придет.
Кстати, похоже на игру на Forex: вовремя уйти — тоже искусство. Когда в 2006 году я ушла из политики, многие меня не поняли. На журналистское «из политики не уходят», обывательское «испугалась» у меня был ясный ответ: «Мой тренд в политике закончился». Но оказалось, что такое объяснение не работает по одной простой причине: кроме спортсменов, никто этого принципа не понимает. Часто страх перед новым оказывается сильнее желания быть успешным. Главное — удержаться, но не рисковать. Нет проблем.