3 страница
Тема
в виду, что решение нужно искать не в наборе привычных понятий, его надо чувствовать всем телом или всем существом.

Последнее высказывание мне особенно созвучно в свете опыта исследования периферийного зрения. После тяжелого сотрясения мозга – упала на катке, потеряла сознание – я решила сходить к офтальмологу. Меня усадили перед аппаратом. Велели смотреть одним глазом в горящую точку. Предупредили, что по периферии через разные промежутки времени будут возникать точки помельче, светящиеся с неодинаковой интенсивностью. Мое дело, увидев точку, не двигая зрачком, нажать на клавиатуру под пальцем рабочей (в моем случае правой) руки. Я вначале дико разволновалась. То ли я их не вижу, то ли их нет. Поймаю – нажму, словно бой выиграла. Но это была репетиция. А затем мы перешли к 30-минутному тесту. Все ушли. Я аж взмокла вся. И тут пришла спасительная мысль: не в рулетку играю на последние! Просто развлекаюсь и кайфую, как ребенок. Расслабилась, улыбнулась, и вперед: будь что будет, мне все равно, просто ловлю, как могу, зайчиков на экране. И понеслось. Жутко понравилось. Через минуту я просто чувствовала эти точки всем своим существом, даже самые коварные, крохотные и далекие от центра. Может, пример не совсем удачный, но состояние было восхитительное: ты, как ракета в космосе, летишь и попадаешь в цель всем своим корпусом. Результат превзошел ожидания врача: 99 процентов попаданий, а один процент, думаю, я потеряла вначале, когда волновалась. При чем тут пустота? Не спешите, читайте дальше.

Психологи разделяют способы познания человеком мира на витальный, то есть эмоционально-чувственный, и ментальный – мыслительно-интеллектуальный. В моем примере, как вы уже догадались, ментальный способ – настройка на игру, а витальный – сама стрельба по точкам. Возникает вопрос, где интуиция – в витальном состоянии или в ментальном? И напрашивается естественный ответ: конечно, на витальном уровне. Но! Все не так просто, господа. При мне многие не справлялись с тестом не из-за проблем со зрением, а из-за суетливости, нервозности, попыток «стать отличником». Очень боялись, что результат будет плохим (а это означает плохое зрение), и в результате им приходилось по многу раз начинать все заново. Так бывает, когда люди не могут сознательно опустошить себя – освободиться от страха и других установок.

Чтобы начать чувственно-ментально (интуитивно) стрелять по точкам, мне пришлось с помощью одной части мозга сознательно убрать все мысли из другой части и перенастроить себя на детские развлечения. Оказалось, что этот процесс не так прост: вначале надо до этого додуматься, а потом усилием воли сделать.

На протяжении всей истории человечества мыслителей интересовала способность перенастраивать мозг на другой лад. Учение о способе познания мира сверх опыта и сути человека называется метафизикой. Сверх опыта значит умозрительно, без анализа накопленных исследовательских данных, что было абсолютно естественно для наших далеких предков. Им не хватало развитой науки, технологий. Но мысль стремилась объять необъятное. В метафизике соединилось все: и египетский мистицизм, и индийская философия, и древнегреческая, идеи которой наиболее системно изложили Аристотель и Платон. Последний рассматривал интуицию как часть метафизики. Мир, вселенная, человек виделись как нечто статичное, постоянное. Итак, в те времена естественные науки и философия объединялись в едином учении о мире – метафизике.

С развитием научной мысли и приборов наблюдения произошло отделение естественных наук от метафизики, а затем в спор с нею вступил Гегель с его диалектикой. Он рассматривал мир в постоянном саморазвитии и на базе этого принципа открыл философский метод изучения всех объектов, включая материальный и нематериальный миры, в то время как метафизика считала мир неизменным, хотя и очень сложным.

Спрашивается, зачем я вам всю эту тягомотину излагаю? Да затем, что тысячелетиями интуитивный метод познания применялся наравне с научным. Мало того, в новейшее время происходит медленный разворот науки лицом к метафизике, особенно к откровениям дзен-буддизма и даосизма. Почему? Потому что деятельность и достижения великих ученых от Менделеева до Эйнштейна убедительно доказали, что открытия совершаются в момент пересечения научного знания и абсолютно иррационально-интуитивного. Интуиция играет огромную роль и в бизнесе, и в политике. Все великие деятели отличались интуитивным подходом к жизни. Именно поэтому они предвидели и открывали. Кстати, стремление постичь иррациональное для достижения успеха особенно отчетливо наблюдается в мотивации нового поколения Z. Рожденные в более свободной стране, а не за железным занавесом, они живут «сверх опыта» СССР и поэтому сами более свободны в поиске решений на стыке рацио и иррационального. Это так называемое поколение индиго.

Итак, интуиция – это способ познания себя и мира за пределами логики и опыта. То есть постижение реальности, свободное от интеллектуализации. Если в человеке ежесекундно работает физика + дух + интеллект, то получается, что интуиция – это работа физики и духа, но без интеллекта? Так, что ли? Знаменательно высказывание Эйнштейна на эту тему: «…не существует логического пути открытия элементарных законов. Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, скрывающийся за внешними проявлениями различных процессов». Проще говоря, интуиция проявляется в инсайтах – внезапных озарениях. В итоге у интуита витальное побеждает ментальное. Но и это не совсем так. Недаром о Ньютоне говорят, что яблоко должно было упасть не просто на голову, а на зрелую голову. В основанном на реальных событиях фильме «Игра в имитацию» обожаемый мною Бенедикт Камбербэтч играет гения, который прошел все круги ада в поисках кода дешифровки немецкой разведки и в итоге решил задачу совершенно случайно. Инсайт был вызван фразой, произнесенной какой-то девушкой в компании людей, веселившихся в баре. Фраза сработала на ассоциативном уровне. Но подобная ассоциация могла навести на мысль только серьезного ученого. Именно по этой причине многие исследователи современности приходят к выводу, что в науке есть элемент интуиции, а в восточной философии – абсолютно объективные наблюдения. Объединяет и то и другое Его Величество Опыт. Так что тот, кто хочет постичь тайну вселенной и своего бытия, не сможет сделать это, лежа на диване и почитывая разного рода литературу, включая и эту книгу.

Итак, интуиция – это просветление. Просветление – результат активизации подсознательного и нейтрализации сознательного, логического мышления. Но! Уровень просветления зависит от постановки задачи с помощью логики. Короче говоря, интуиция – это иррациональный способ познания, применяемый человеком, который обладает знанием. Для того чтобы понять, как достичь интуиции, необходимо обратиться к самому интуитивному учению о мире – даосизму. Даосские правила гласят: «Если хочешь добиться чего-либо, следует начать с его противоположности» (см. Капра Фритьоф «Дао физики»[6]). Лао-цзы: «Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы ослабить, безусловно, следует сначала придать сил…» Переносим на интуицию: чтобы обрести рациональное, включи иррациональное. Чтобы прийти к интуиции, вначале