7 страница из 9
Тема
развиться даже после вирусных инфекций или прививок, – хроническое, тяжело переносимое аутоиммунное заболевание с поражением митохондрий. Оно задевает нервную, иммунную и гормональную системы, что влечет за собой боли, плохую переносимость физических нагрузок и нарушения сна.

Если хотите сделать добро себе и своим митохондриям, постарайтесь оградить себя от воздействия токсинов окружающей среды и тяжелых металлов, отказаться от бессмысленного приема лекарств, антибиотиков и защититься от хронического стресса. Поддерживайте достаточное количество антиоксидантов в организме с помощью здорового питания и спорта. При желании можно обратиться в лабораторию для определения состояния митохондрий в крови – правда, это довольно дорого и нельзя сделать по ОМС. Но если на протяжении длительного времени вы замечаете у себя разные смешанные симптомы, причину которых сложно диагностировать, это может помочь пролить свет на ситуацию.

Некоторые микроэлементы чрезвычайно важны для бесперебойной работы митохондрий. Полезно ли поставлять их организму в виде пищевых добавок, чтобы прицельно поддерживать митохондрии? У науки на данный момент нет однозначного ответа на этот вопрос, однако гериатры старательно применяют их в качестве профилактики. Одними питательными микроэлементами организм лучше снабжать утром, другими – вечером. Это подтверждают новейшие исследования в области хронобиологии.

В некоторых клиниках есть аппарат, который способен воссоздать нагрузку высотной тренировки[7] топового спортсмена: лежа пациент под контролем врача в течение 45 минут вдыхает воздух, содержание кислорода в котором снижено или увеличено. Такая процедура среди прочего направлена на улучшение функций митохондрий.

Пожалуй, наиболее важное вещество для сдающих митохондрий – мелатонин. Нередко его называют гормоном темноты, потому что выделяется он именно ночью, в шишковидной железе головного мозга (правда, в небольших количествах он выделяется и днем: в глазах, кишечнике, коже и других органах). Мелатонин – это своего рода метроном, задающий ритм дня и ночи. Хотя он также является гормоном, стимулирующим сон, в первую очередь он надежный страж генов.

Будучи антиоксидантом, мелатонин обладает противовоспалительным действием, сдерживает рост различных видов опухолей, защищает митохондрии и поддерживает их работоспособность. Простой инстинкт самосохранения мотивирует маленькие энергостанции вырабатывать свой собственный мелатонин в каждой клетке организма как бы для «домашнего использования». Производится он из первичной структуры, аминокислоты триптофана. Из нее организм вырабатывает 5-гидрокситриптофан, затем серотонин и на следующем этапе в идеале должен получаться мелатонин. Однако в пожилом возрасте, а также при различных воспалительных процессах и болезнях его выработка не всегда протекает должным образом (у многих людей в возрасте более 70 лет уровень мелатонина составляет менее 1/10 уровня мелатонина ребенка). Вместе с тем ухудшается качество сна, возникает дефицит мелатонина, что, в свою очередь, приводит к болезням и ускоренному старению. Порочный круг.

Клетки-зомби: способны на все, кроме работы

Когда срок службы клетки подходит к концу, ее необходимо утилизировать. Этот вопрос закрывает апоптоз – клетки отмирают и навредить уже не способны. Отлично! Однако и при апоптозе не всегда все проходит гладко, вследствие чего происходит вредоносное скопление дряхлых полумертвых клеток, которые не способны делиться, зато способны здорово отравлять своим присутствием пространство вокруг. Такие сенесцентные клетки выделяют токсичные вещества, которые поражают все вокруг, как заплесневелая клубника в ящике, погружающая в царство плесени лежащие рядом здоровые ягоды.

В науке эти агрессивные стареющие клетки также называют «клетки-зомби». Здесь – и не только для того, чтобы полностью развеять подозрения в эйджизме, – я хочу добавить, что с парой стареющих клеток ваше тело справляется как нельзя лучше. Кроме того, эти клетки проявляют к раку ледяное равнодушие. В почтенном возрасте они совершенно не горят желанием снова вовлекаться в этот хаос разрастающегося и безудержного размножения, который провоцирует рак при образовании опухолей и метастазов. Нет, такие клетки, к счастью, делиться не будут.


Токсичные клетки-зомби


Но тут, как всегда, возникает вопрос баланса. Когда их становится слишком много, начинаются перебои в работе системы (напоминает демографические волны и пенсии). В случае с организмом иммунная система настолько активно противодействует токсичным веществам, что запускается разрушение белка и так называемое скрытое воспаление. Болезнь Альцгеймера и старение органов – таковы его последствия. Наука работает над созданием лекарственных средств (сенолитиков), способных отразить нашествие клеток-зомби, и активно исследует воздействие вторичных метаболитов растений, таких как кверцетин (содержится, например, в каперсах, любистке, луке, красном винограде, чернике, кудрявой капусте и яблоках) и физетин (содержится, в частности, в яблоках, хурме, винограде, клубнике, огурцах и луке). Подробнее об этом во второй части.

Кстати, в экспериментах на мышах был найден еще один способ. Оказывается, если соединить кровоток старой мыши с кровотоком молодой, организм старой начинает омолаживаться, а в организме молодой запускается преждевременное старение. Однако пока не стоит предаваться безумным фантазиям о вампиризме. Для начала нужно по крайней мере выявить провоцирующие старение вещества, содержащиеся в крови пожилых людей, – это уже было бы огромным шагом…

Скрытое воспаление – скрытое горение

Само собой, если иммунная система в относительно хорошей форме, она не станет безучастно наблюдать за повальным старением клеток – она сразу же вступит в бой со свободными радикалами и клетками-зомби. Однако нередко последствием борьбы становится упомянутое ранее скрытое воспаление. Для нас оно остается незамеченным, поскольку отсутствуют симптомы обычного воспаления, а именно боль, покраснения, отеки или жар, характерные для острой инфекции или травмы.

При таком затаившемся скрытом воспалении воспалительные клетки постоянно активны, ткани подвергаются окислительному и нитрозативному стрессу, а работа клеточных фабрик постоянно дает сбои.

Окислительный стресс – это избыток вредоносных кислородных радикалов (супероксида, перекиси водорода, гидроксильных радикалов).

Нитрозативный стресс – это чрезмерное образование реактивных форм азота, например оксида азота NO, некоторое количество которого необходимо организму для расширения сосудов, иммунного ответа и запрограммированной гибели клеток и его агрессивных побочных продуктов (пероксинитрита, нитротирозина).


Скрытое воспаление


Скрытое воспаление может проявляться в неоднозначных симптомах, ухудшающих общее самочувствие: постоянная усталость или сонливость, периодические боли в суставах, снижение либидо, проблемы со сном и депрессивные состояния, а также повышенная восприимчивость к инфекциям. Избыточный вес, инсулинорезистентность (диабет), потеря костной ткани челюсти или остеопороз также могут свидетельствовать о скрытом воспалении. Поскольку все эти изменения подкрадываются неспешно и незаметно, мы, заметив малейшие признаки, не торопимся сразу делать специальный анализ крови, и у воспаления есть время устроиться поудобнее. Только нам от этого теперь будет все неудобнее и неудобнее. Многочисленные маркеры и нейромедиаторы воспаления, вырабатываемые иммунной системой, открывают огонь по всему телу, вместо того чтобы делать прицельные выстрелы по определенной болезни.

Эти маркеры в крови настолько специфичны, что некоторым медицинским лабораториям и вовсе могли не встречаться. Однако все они действуют на основной клеточный фактор – NF-κB. Этот клеточный фактор спокойно плавает в спасательном круге в клеточной воде. Но как только на него надвигаются нейромедиаторы воспаления, он выскальзывает из своего круга

Добавить цитату