Александр был сыном македонского царя Филиппа II и его жены Олимпиады. На престол он взошел в двадцать лет, вскоре после того, как заговорщики убили его отца. Подчинив себе Грецию, Александр с огромным войском вторгся в Персидскую державу и захватил Сарды и Карию, после чего боем взял Гордион.
Войдя в захваченный город, Александр увидел повозку, по-прежнему привязанную у врат храма огромным замысловатым узлом. Сколько он ни бился, распутать его не удавалось. Наконец Александр рассудил: неважно, как поступить с узлом, главное — освободить повозку. Он вынул меч из ножен и одним взмахом разрубил узел пополам.
Прорицание оракула сбылось: Александр завоевал всю Азию до самого Инда и стал одним из величайших полководцев в истории человечества.
Дева Мария Гваделупская
МЕКСИКА, КАТОЛИЧЕСКАЯ СВЯТАЯВ одно декабрьское утро мексиканскому бедняку Хуану Диего встретилась женщина-метиска и заговорила с ним на его родном языке науатль — языке ацтеков. Она назвалась Богородицей — Пресвятой Девой Марией — и велела построить церковь на том самом холме, где произошла их встреча.
Хуан Диего отправился к архиепископу Мехико, брату Хуану де Сумарраге, и рассказал ему о произошедшем. Архиепископ не поверил бедняку, но вскоре женщина еще раз явилась Хуану Диего и опять заговорила про церковь. Тогда архиепископ попросил, чтобы она сотворила чудо в подтверждение своих слов. Женщина согласилась и сказала Хуану Диего прийти к подножию холма на следующий день. Но наутро Хуану Диего пришлось заглянуть к умирающему дяде — Хуану Бернардиньо. Вечером женщина заступила ему дорогу, когда он пытался тихонько пробраться мимо холма. С виноватым видом Хуан Диего сознался, что его отвлекли семейные горести.
— Что же ты не пришел ко мне, твоей матери? — укоризненно спросила женщина и отправила его на холм нарвать цветов.
На холме, обычно голом в середине декабря, пламенели розы «кастелла», которые растут в Испании, а не в Мексике. Женщина помогла Хуану Диего набрать роз в подол плаща. Когда он принес алые цветы архиепископу, оказалось, что на плаще проступил лик Пресвятой Девы. Вернувшись домой, Хуан Диего нашел дядю совершенно здоровым: его вылечила все та же женщина, которая теперь велела называть ее Девой Марией Гваделупской. Архиепископ признал, что она способна творить чудеса, и начал строительство часовни на холме Тепеяк.
Теперь Дева Мария Гваделупская считается покровительницей метисов, или «местизо», — детей от смешанных браков индейцев с испанцами. Ее образ символизирует мир, исцеление и единство.
Тэмлейн
ШОТЛАНДИЯ, ШОТЛАНДСКАЯ НАРОДНАЯ БАЛЛАДАЖила-была девушка по имени Дженет. Она часто срезала путь через лес в одном заброшенном поместье. Однажды она встретила там красивого юношу, одетого так роскошно, что Дженет приняла его за принца из страны фей. Молодые люди разговорились и провели вместе всю ночь, а на заре Дженет, довольная, вернулась домой. Через несколько месяцев она поняла, что ждет ребенка. Родные велели ей выбирать: отдать младенца в чужую семью или выйти замуж. Однако Дженет не стала их слушать и отправилась на поиски возлюбленного.
Найдя юношу в том же лесу, Дженет призвала его к ответу. Тогда он рассказал, что зовут его Тэмлейн и он вовсе не принц из сказочной страны, а бывший хозяин поместья, похищенный феями. Еще Тэмлейн объяснил, что его можно освободить, но только если Дженет стянет его с коня и не выпустит из объятий.
Дженет согласилась, а на следующую ночь притаилась в лесу и стала смотреть, как по тропе проезжает пышная процессия фей. Она увидела и ослепительно прекрасных придворных дам, и королеву фей, пленившую Тэмлейна, и наконец его самого. Выскочив из укрытия, Дженет схватила Тэмлейна, стащила с лошади и крепко-крепко прижала к себе. Королева фей расхохоталась и стала превращать Тэмлейна то в одно животное, то в другое. В объятиях Дженет по очереди оказались все звери, какие есть в мире, и даже такие твари, каких девушка прежде не видывала, например Аммат — наполовину лев, наполовину гиппопотам, пожирающий сердца грешников.
Через несколько часов, когда Дженет уже думала, что больше не выдержит, занялась заря, феи исчезли и колдовские чары развеялись. Дженет выпустила из объятий Тэмлейна, свободного и вернувшего себе человеческий облик. Вскоре влюбленные поженились и жили в поместье Тэмлейна долго и счастливо, окруженные детьми.
Сунь Укун, царь обезьян
КИТАЙ, КИТАЙСКАЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯНа вершине некой горы лежал волшебный камень. Однажды он раскололся пополам, и наружу вышел царь обезьян Сунь Укун. Возглавив обезьяний народ, царь одолел в бою четырех морских драконов. В награду он получил посох исполнения желаний, золотую кольчугу, шляпу с пером феникса и волшебные башмаки, в которых можно было гулять по облакам. Обладающий такой мощью, Сунь Укун стал непобедимым демоном и даже прорвался в мир усопших, где стер свое имя из Книги жизни и смерти.
После этих похождений его взяли на Небо, однако с ним обращались там без должного почтения. Оскорбленный Сунь Укун похитил и съел персики бессмертия, выпил царское вино, стал еще сильнее и в одиночку разгромил всех небесных воинов. Тогда Небо призвало на помощь Будду.
Тот поспорил с Сунь Укуном, что ему не укрыться от ока Будды. Самоуверенный обезьяний царь принял вызов и ринулся на самый край света, где разрисовал пять столпов земли. Метнувшись обратно, он вдруг очутился у Будды на ладони. А столпы оказались пальцами Будды!
Будда на пятьсот лет заточил Сунь Укуна под горой и вернул ему свободу, лишь когда монах Сюаньцзан отправился в дальний путь на Запад за священными буддистскими сутрами. Обезьяний царь и еще два преступника должны были помочь монаху во искупление грехов. В долгих странствиях Сунь Укун проникся учением Будды и развил в себе многие добродетели. Поход увенчался успехом: спутники добыли и принесли в Китай свитки с сутрами. Наконец Сунь Укун снова предстал перед Буддой. В награду за усердие он получил свободу и сам стал буддой — просветленным.
Пандавы
ИНДИЯ, ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА «МАХАБХАРАТА»Однажды правитель Хастинапура по имени Панду нечаянно застрелил мудреца-риши Киндаму и его жену, обратившихся в пару оленей для любовной игры. Перед смертью мудрец проклял царя и заявил, что тот умрет, если попытается возлечь с одной из своих жен или с любой другой женщиной. В знак покаяния царь Панду отрекся от престола и отправился в изгнание с двумя женами, Кунти и Мадри.
Теперь Панду не мог делить ложе со своими женами, и Кунти попросила богов Яму, Ваю, Индру и божественных близнецов Ашвинов стать отцами ее детей, а также детей Мадри. Женщины