Если же врач назначил вам бета-адреноблокатор с дилтиаземом или верапамилом, то это прямое показание к замене врача. Лечиться у невежд себе дороже.
Лечение артериальной гипертензии любого происхождения считается неполноценным, если пациент не ограничивает употребление натрия с пищей. Главным источником натрия является его хлорид — поваренная соль. Гипертоники должны стараться солить еду как можно меньше, а лучше всего — совсем не солить. На самом деле отказаться от соли не так уж и сложно. Можно пойти на хитрость — при отсутствии противопоказаний использовать вместо соли перец, который придает остроту блюдам, но на давление не влияет. Натрий задерживает воду в организме (мы с вами только что говорили об осмотическом давлении). Судите сами — какой смысл выводить из организма натрий, если все выведенное тут же восполняется с пищей? Отказ от поваренной соли — это антигипертоническое «мероприятие номер один».
«Мероприятие номер два» — снижение избыточного веса. Если пациент с артериальной гипертензией имеет лишний вес, то врач обязательно должен порекомендовать ему похудеть и помочь в организации этого процесса. Не нужно понимать эту помощь как снабжение низкокалорийными продуктами. Суть врачебной помощи заключается в оценке энергетических затрат пациента (у каждого эти затраты индивидуальны) и расчете оптимальной калорийности суточного рациона. Иначе говоря, врач должен установить «планку», то есть верхнюю границу суточного количества калорий, которую пациент не должен превышать. Ну а что именно будет есть человек с гипертонией, не так уж и важно, главное, чтобы все это было бы не соленым.
При наличии сопутствующей ишемической болезни сердца со стенокардией наиболее предпочтительными являются комбинации бета-адреноблокаторов или антагонистов кальция с ингибиторами АПФ или блокаторами рецепторов ангиотензина II, а также комбинация бета-адреноблокаторов с антагонистами кальция. В качестве третьего препарата может выступать какой-либо «-тиазид».
При наличии хронической сердечной недостаточности комбинация бета-адреноблокаторов с антагонистами кальция нежелательна. Уместно сочетание бета-адреноблокаторов или антагонистов кальция с ингибиторами АПФ или блокаторами рецепторов ангиотензина II, плюс тиазидный или тиазидоподобный диуретик.
При заболевании почек оптимальной является комбинация ингибитора АПФ или блокатора рецепторов ангиотензина II с «-тиазидом».
При сахарном диабете лучше всего сочетать ингибитор АПФ или блокатор рецепторов ангиотензина II с «-тиазидом» или антагонистом кальция.
А вот при лечении гипертонии у беременных на первый план выступает такой препарат, как метилдопа, замедляющий сердечные сокращения, уменьшающий сердечный выброс и расширяющий сосуды. Метилдопа — это не блокатор, а стимулятор рецепторов. В организме он превращается в метилнорадреналин, который стимулирует альфа-адренорецепторы (есть у нас в организме и такие). Метилдопу можно сочетать с антагонистами кальция дигидропиридинового ряда (например — с нифедипином) или же с бета-адреноблокаторами, но в отношении этих препаратов нужно соблюдать определенную осторожность, поскольку их действие на развитие плода пока еще досконально не изучено.
В качестве дополнительных (не основных, а дополнительных!) средств для комбинированной терапии гипертонии могут использоваться альфа-адреноблокаторы, агонисты[15] имидазолиновых рецепторов (АИР) и прямые ингибиторы ренина (ПИР).
Альфа-адреноблокаторы препятствуют прохождению «суживающих» нервных импульсов к сосудам, за счет чего происходит их расширение. К таким препаратам относятся празозин, доксазозин, теразозин и др. Альфа-адреноблокаторы довольно резко понижают давление, а еще в процессе лечения к ним наступает привыкание, вследствие чего бывает нужно периодически увеличивать дозу препарата. Это не очень удобно, но зато альфа-адреноблокаторы хорошо подходят для лечения мужчин, у которых есть такое сопутствующее заболевание, как гипертрофия (увеличение в размерах) предстательной железы. Дело в том, что наряду с сосудорасширяющим действием альфа-адреноблокаторы нормализуют процесс мочеиспускания, который нарушается при заболеваниях предстательной железы. В результате получается двойная польза.
Также альфа-адреноблокаторы улучшают углеводный и жировой обмены, повышают чувствительность тканей к инсулину, улучшают циркуляцию крови в почках, но все эти эффекты выражены не очень сильно, точно так же, как и влияние на артериальное давление. Альфа-адреноблокаторы используются в комбинированной терапии в качестве вспомогательных, а не ведущих препаратов.
Имидазолиновые рецепторы — это особый тип рецепторов, которые расположены в центре регуляции артериального давления головного мозга. Агонисты имидазолиновых рецепторов, такие, например, как моксонидин или рилменидин, воздействуя на этот центр, вызывают расширение кровеносных сосудов и тормозят всасывание натрия (и воды) в почках. Особенностью агонистов имидазолиновых рецепторов является положительное влияние на углеводный и жировой обмены, а также нормализация пищевого поведения, что приводит к снижению избыточного веса. Это хороший бонус к снижению артериального давления, но нужно понимать, что главным фактором, нормализующим пищевое поведение, является воля человека. Если вы не «нацелены» на то, чтобы есть меньше, то ни один препарат, каким бы чудодейственным он ни был, не поможет вам избавиться от лишнего веса.
Рекомендуется комбинировать агонисты имидазолиновых рецепторов с ингибиторами АПФ, блокаторами рецепторов ангиотензина II и антагонистами кальция.
При сахарном диабете агонисты имидазолиновых рецепторов показаны, а вот при хронической сердечной или почечной недостаточности, а также при частоте сердечных сокращений от 50 и ниже, их применять нельзя.
Прямые ингибиторы ренина (сокращенно — ПИР) или же просто ингибиторы ренина, это препараты, которые блокируют фермент ренин, вырабатываемый в почках. Ренин превращает белок крови ангиотензиноген в ангиотензин I (который затем превращается в активный гормон ангиотензин II). Ингибируя, то есть блокируя ренин, эти препараты снижают содержание ангиотензина II, вот вам и весь механизм их действия вкратце. Мы говорим о ингибиторах ренина во множественном числе, хотя на самом деле в настоящее время эта группа представлена всего одним препаратом под названием алискирен («Расилез»). Помимо своего основного действия алискирен также оказывает защитное действие на сердце и почки, что позволяет применять его для снижения артериального давления у больных сахарным диабетом и хроническими заболеваниями почек. Всегда приятно убить одним выстрелом двух зайцев, да и возможности организма не бесконечны. Заболеваний может быть много, но в назначении лекарственных средств нужно соблюдать разумную сдержанность, иначе велик риск превратить печень в подобие фабрики по переработке лекарств.
Алискирен рекомендуется назначать в комбинации с диуретиками (тиазидными и не тиазидными), антагонистами кальция или бета-адреноблокаторами. А вот комбинация алискирена с ингибиторами АПФ или блокаторами рецепторов ангиотензина II не очень желательна, поскольку плохо отражается на почках. Она абсолютно противопоказана при сахарном диабете или пониженной функции почек.
Главным принципом современного лечения артериальной гипертензии стал отказ от принятого ранее курсового лечения при обострениях в пользу постоянной терапии, поддерживающей адекватные для данного индивидуума показатели артериального давления. Препараты пролонгированного действия, «работающие» от 12 до 24 часов, предпочтительнее тех, которые «работают» 6–8 часов.
Гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» не идет ни в какое сравнение с вопросом «Правильно ли меня лечат?» Вот уж где накал страстей, глубина мысли и миллион терзаний. Опять же, артериальная гипертензия — это вам не дизентерия, излеченность которой оценивается довольно просто. Оценка эффективности лечения