13 страница из 25
Тема
того, почему данная теория так хорошо работает на практике. Показано, что у мышей на низкокалорийной диете снижается уровень глюкозы и белка IGF-1 (низкий уровень этого белка означает низкий уровень жировых отложений), а также риск злокачественных новообразований и воспалительных процессов. В результате мыши жили дольше[81].

Синтия Кеньон показала, что ограничение калорий не только снижает уровень глюкозы, IFG-1 и воспалений, но также включает или выключает важные гены. Например, отключается ген, отвечающий за синтез инсулина, в то время как ген, контролирующий восстановление клеток, активируется[82]. Важность работы Кеньон не ограничивается только этим. Она важна, так как показывает, что образ жизни играет ключевую роль в замедлении старения и увеличении продолжительности жизни. Что касается генов, то у всех какие-то гены лучше, какие-то хуже, а здоровый образ жизни помогает активировать «хорошие» гены и отключить «плохие».

ЧТО ЕСТЬ НА НИЗКОКАЛОРИЙНОЙ ДИЕТЕ?

Меня часто спрашивают, потребление каких основных питательных веществ (белков, углеводов или жиров) следует сократить, чтобы уменьшить количество калорий. То обстоятельство, что выбирать нужно лишь из трех, облегчает задачу.

В течение длительного времени считалось, что сокращать нужно жиры, потому что они в два раза калорийнее углеводов (в пересчете на грамм). Но, как мы увидим в главе о воспалении, исследования показывают, что все наоборот. Например, у мышей диета с высоким содержанием жиров и низким содержанием углеводов (т. н. кетогенная диета) снижает инсулиновую резистентность, уменьшает вес тела и увеличивает продолжительность жизни[83]. Разумеется, речь идет о полезных жирах.

На практике – и если вы когда-нибудь придерживались диеты с высоким содержанием жиров, вы это знаете – вы быстро насыщаетесь, а значит, не будете лишний раз перекусывать. Другими словами, диета с высоким содержанием жира помогает скорректировать нарушения с инсулином (потому что вы будете съедать меньше углеводов и сахара) и в то же время сама по себе ограничивает потребление калорий.

Другой подход, который хорошо работает, – сократить и жиры, и углеводы, то есть регулярно употреблять больше белков. Куриные грудки и брокколи давно используются как основа многих успешных диет[84].

Третий подход – уменьшить количество всех трех питательных веществ в равной степени. Мой опыт показывает, что это труднее всего, потому что белки и жиры способствуют насыщению и уменьшение их употребления означает, что вы часто будете ощущать голод.

Какой бы путь вы ни выбрали, чтобы придерживаться низкокалорийной диеты, потребуется сократить потребление калорий на треть. Другими словами, нужно употреблять меньше 1200 килокалорий в день.

Значит ли это, что ограничение калорий полезно во всех аспектах? Несмотря на огромное количество свидетельств, подтверждающих пользу диеты, важно помнить следующее. Хотя ограничение калорий может быть самым обнадеживающим методом борьбы с возрастными изменениями и хотя оно влияет на различные важные механизмы поддержания здоровья, его польза для долголетия у людей окончательно не доказана. Но позитивные факты есть. Жители японского острова Окинава практикуют умеренное ограничение, употребляя 83 % калорий от диеты среднего японца, – и живут значительно дольше остальных людей[85].

Верно и то, что ограничение употребления пищи на 20–40 % дается с трудом. К счастью, есть две более простые привычки, помогающие получить преимущества ограничения калорий. Первая из них – это периодическое голодание: например, один день вы питаетесь нормально, а на следующий день голодаете. Если это сложно, можно ничего не есть до полудня, затем употреблять здоровую пищу и не есть после восьми часов вечера. При этом отношение голода к приему пищи будет два к одному (16 часов голода и восемь часов питания), что полезно[86]. Периодическое голодание уменьшает инсулиновую резистентность без ограничения калорий[87]. Оно также снижает уровень воспаления, включает здоровые гены и увеличивает продолжительность жизни[88].

Вторая привычка – физические упражнения по системе ВИИТ, что расшифровывается как «высокоинтенсивный интервальный тренинг». Он состоит из 20-минутных очень интенсивных занятий, сочетающих кардионагрузку и анаэробные силовые упражнения с короткими периодами отдыха. Было показано, что ВИИТ снижает инсулиновую резистентность на один-два дня[89], что важно для 30 % населения, страдающего от инсулиновой резистентности и связанных с ней осложнений. Кроме того, в экспериментах на мышах было показано, что аэробные упражнения включают «хорошие» гены. Интересно, что у старых мышей упражнения отключают некоторые «плохие» гены, которые активируются с возрастом[90]. Сам по себе ВИИТ не увеличивает продолжительность жизни, но в сочетании с ограничением калорий повышает эффект последнего[91].

КАРТИРОВАНИЕ ГЕНОВ

В последние годы большое внимание уделялось проекту «Геном человека», в рамках которого ученые картировали все гены человека, что является невероятно масштабной задачей. Ученые работали с генами и других организмов: например, в 2012 году благодаря сотрудничеству 300 исследователей были картированы гены томата[92].

При этом выяснилось, что модификация гена одного из крупных сортов томатов, проведенная 50 лет назад для того, чтобы дольше сохранять плоды красными, привела к выключению гена, ответственного за сладкий вкус[93]. Если вас когда-либо интересовало, почему крупные красные томаты в супермаркете не слишком вкусные, теперь вы знаете ответ. Это был хороший урок – работа с одним геном может привести к изменению других.

Более здоровые и менее рискованные подходы заключаются в анализе нуклеотидной последовательности отдельных генов, оценке возможных нарушений и их коррекции у конкретного организма с помощью добавок. Это путь прецизионной медицины, о которой мы поговорим в последней главе, когда будем разбирать технологию CRISPR, направленную на манипуляции с генами посредством удаления и введения фрагментов ДНК.

Резюме

Мне очень нравятся все теории старения, в частности потому, что каждая из них содержит какую-то важную истину. Ди Грей говорит об атаке на старость с семи фронтов, и кажется разумным подходить к борьбе с возрастными изменениями одновременно с разных сторон, чтобы подобраться к нашему генетическому потенциалу в 100 или 110 лет. Эти теории также предлагают несколько интересных советов.


• Чтобы оптимизировать здоровье, следует минимизировать изнашивание ДНК, клеток и печени. Поэтому в главе о токсинах мы подробно рассмотрим процесс детоксикации.

• Важно поддерживать здоровый уровень гормонов. В главе о питании мы обсудим, почему следует контролировать уровень инсулина, а в главах о здоровье мужчин и женщин увидим, как поддерживать уровень тестостерона, прогестерона и эстрогена, чтобы лучше себя чувствовать в среднем возрасте.

• Свободные радикалы вредны, и разумно стимулировать мощную антиоксидантную систему СОД, а не накачивать организм витамином С и другими подобными препаратами. Согласно исследованиям, стимулирование СОД полезно, и этого можно добиться с помощью разных пищевых добавок вроде ростков пшеницы, дыни, магния и цинка.

• Геронтогены – это гены, способствующие долголетию, и с ними связано много надежд. Пока ученые ищут безопасную таблетку для их регулирования, мы можем ограничиться ежедневными упражнениями, сокращением потребления сахара и приемом небольших количеств красного вина (или винограда).

• Понижение температуры тела способствует более долгой жизни, но на практике это сложно осуществить. Помогают ежедневные холодные ванны. Кроме того,

Добавить цитату